Украина планирует привлечь к службе в резерве Сил территориальной обороны до двух миллионов человек. Об этом сообщает портал «Гордон» со ссылкой на главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного.
Отмечается, что по закону численность Сил территориальной обороны составляет 10 тысяч человек, но в случае объявления военного положения или военной угрозы она должна увеличиться за счет резервистов.
«По поводу рекрутинга резервистов — у нас есть довольно амбициозные планы в этом направлении. На конец марта нам бы хотелось иметь не менее 70 процентов резервистов, которые будут проходить службу в этих батальонах. Нас интересуют 1,5−2 миллиона достаточно мотивированных граждан, которые желают защитить свою дом, семью, страну, которых мы должны подготовить», — заявил Залужный.
По его словам, они должны будут пополнить в случае войны силы территориальной обороны, которых явно на все не хватит. Пока батальоны теробороны созданы только в 13 областях, граничащих с РФ и укомплектованы на 70%. Но через месяц этот показатель должен вырасти уже до 90%. Однако контракты на прохождение воинской службы в резерве эти люди подписывают очень неохотно.
По словам Залужного, на сегодняшний день такое сделали не более 7,5%, что крайне мало. Поэтому местные власти должны в этом помочь армии, а также создать инфраструктуру для подготовки сил теробороны.
Напомним, отряды территориальной обороны создают по всей Украине по указу президента Владимира Зеленского. Ранее Верховная Рада приняла закон, разрешающий их участникам применять личное охотничье оружие, а также переносные зенитные ракетные комплексы и противотанковые ракеты.
Но означает ли это, что эти люди готовы к войне, тем более, с российской армией? И два миллиона? Где их взять?
— Согласно вступившему в силу в этом году закону «Об основах национального сопротивления», территориальная оборона — это новый отдельный род сил Вооруженных сил Украины, — поясняет политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.
— Набираться отряды будут по территориальному принципу и действовать в зонах территориальной обороны, которые совпадают с границами областей. То есть, например, из добровольцев Харькова формируются отряды, которые там же и должны служить или находиться в резерве. Предусмотрены военная и гражданская составляющие, наряду с военными участвовать в организации и управлении должны представители региональной государственной власти и муниципалитетов.
Одна из основных задач «подготовка граждан к национальному сопротивлению», что предполагает и начальную военную подготовку. Как в итоге все это будет функционировать на практике, думаю, не до конца понятно сегодня даже тем, кто занимается созданием этих подразделений.
«СП»: — Два миллиона, есть столько?
— За заявленные пару месяцев такое будет сложно реализовать даже просто на бумаге. То есть хотя бы поставить на учет такое количество людей. Тем более действительно их собрать и как-то с ними поработать. Не говоря о том, что такое количество настоящих добровольцев (без кавычек), в принципе собрать, скорее всего, не удастся.
«СП»: — Залужный хочет на конец марта иметь не менее 70% резервистов, которые будут проходить службу в этих батальонах. Его интересуют 1,5−2 миллиона достаточно мотивированных граждан, которые «желают защитить свою дом, семью, страну». Если не привязывается к цифрам, реально ли хоть половину привлечь?
— Опять же, смотря в какие сроки. К марту — нет. Но если смотреть на перспективу в несколько лет, то вполне реально и больше. Особенно если программа подготовки будет очень краткая — от одного до нескольких дней. Так можно хоть всю страну за несколько лет привлечь «к сопротивлению».
«СП»: — Залужный говорит о желающих защитить дом, семью, страну. Много ли таких найдется? Чем еще можно мотивировать людей?
— Законом предусмотрены социальные гарантии для тех, кто будет вступать в отряды, в том числе и на конфиденциальных началах, на то время, когда они выполняют задания «территориальной обороны». Как это будет реализовано пока неясно, но, как это бывает, обязательно найдутся те, кто сможет получить какие-то «плюшки».
Все участники получат удостоверения. Переоценивать их значимость не стоит, но в современных украинских условиях они могут оказаться полезны и для решения каких-то бытовых проблем. Кроме того, это возможность завести полезные знакомства. Безусловно, есть и те, кто совершенно искренне будут вступать в такие отряды, считая, что должны защищать дом, семью и страну. Сама концепция территориальной обороны — а там еще предусмотрено и понятие района теробороны, то есть, собственно, административного района, входящего в область — выглядит в общем понятной людям. Но для приграничных с Россией регионов это точно не будет массовым явлением.
«СП»: — Даже если соберут столько, достаточно ли эти люди подготовлены, чтобы сражаться с Россией, если начнется война?
— Там все же будут и профессиональные военные или хотя бы отслужившие в армии. Но если говорить о людях не служивших, то, конечно, нет. Тем не менее, если гипотетически предположить масштабные военные действия, то в них будут принимать и люди, не имевшие до того военного опыта, так всегда бывает, и в нынешнем конфликте на Донбассе так тоже было. И тогда хоть какой-то опыт будет лучше, чем никакого.
Участники отрядов теробороны уже будут знакомы друг с другом, что тоже не лишнее. Кроме того, их можно значительно быстрее собрать. Однако, на мой взгляд, здесь собственно линейно военная составляющая является не основной. Главное, что продолжается последовательный курс на милитаризацию общества. Все больше людей становятся причастными к происходящему и приобщаются к политической повестке. Ведь и через АТОООС протащили огромное число жителей Украины не только потому, что это было прямо необходимо с военной точки зрения. Это имело огромное политическое и идеологическое измерение, произошла своего рода социализация больших масс людей в определенном, «правильном» в логике современной украинской политической системы, направлении.
— Это очередные мечты укровласти, не имеющие оснований, — уверен политолог Александр Дудчак.
— По двум причинам: не найдут столько сумасшедших, финансирование всей этой бредовой идеи спустили на местные власти, а денег дать забыли, своими ресурсами они не справятся.
Даже силой загнать не получится. Идейных идиотов не так много, как хотелось бы властям, возможно на Западе Украины их больше, но и они не повлияют на конечный результат.
«СП»: — Какие ещё способы привлечь резервистов они могут придумать? Подкуп? Обман? По словам Залужного, местные власти должны в этом помочь армии, а также создать инфраструктуру для подготовки сил теробороны. Помогут?
— Они уже попытались поставить женщин на учёт, и тихо спустили на тормозах свою маразматическую идею. Это очередная идея, внимание о которой будет отвлечено следующей, не менее бредовой.
«СП»: — По словам Залужного, нужно «хотя бы два миллиона» мотивированных и обученных резервистов». А на столько ли они обучены, чтобы воевать с российской армией в случае столкновения с ней? Или Залужный рассчитывает завалить врага трупами?
— Никакая «территориальная оборона» с российской армией воевать не будет. Быстро построятся в колонну к российским полевым кухням и баням.
Да, слишком уж противоречивое заявление. В их головах — враг на пороге, а они про март размышляют. К тому времени «война» должна уже закончиться.