Небоевые потери: ноутбуки, планшеты и смартфоны бьют по карману

Небоевые потери: ноутбуки, планшеты и смартфоны бьют по карману

Электроника и бытовая техника в России начали стремительно дорожать на фоне обвала курса рубля и западных санкций. Крупная сеть DNS первой официально подняла цены на товары до 30%. Остальные пока не сообщили о грядущем повышении, но эксперты не сомневаются, что оно последует. Курс доллара 24 февраля достигал 87 рублей на Мосбирже и 90 на форексе, курс евро превышал отметку в 100 руб. Утром 25 февраля курсы валют откатились к 84,5 и 94,8 соответственно.

«Вчера мы в одночасье столкнулись с проблемой, что вся наша деятельность превратилась в распределение дефицита. Возник ажиотажный спрос, появились сбои в работе сайта», — заявил директор DNS Дмитрий Алексеев, добавив, что не может гарантировать, что дальнейшего роста цен на продукцию не произойдет. Тем более что пока нет данных о том, как будут вестись поставки новой техники на фоне санкций.

Как сообщают СМИ, часть поставщиков электроники уже уведомила сети об ограничениях поставок и пересмотре цен. В частности, это касается техники Apple. Источник «Коммерсанта» считает, что в ближайшие дни можно ожидать роста цен и в других крупных сетях на 10−30%. Дополнительно их подстегивает ажиотажный спрос: на сайтах, торгующих электроникой, 24 февраля число посетителей увеличилось на 45% по сравнению с 23 февраля. На Ozon наблюдается повышенный спрос на ряд позиций, среди самых популярных — смартфоны iPhone и Xiaomi и умные часы Apple Watch, сообщили в пресс-службе маркетплейса.

«Нельзя не учитывать нестабильную ситуацию, связанную с пандемией, которая продолжает влияет на глобальное производство и дистрибуцию и отражается на всех странах. В ряде товарных категорий мы хотели бы видеть более высокие поставки на российский рынок», — заявили в «М.Видео-Эльдорадо».

При этом очевидцы сообщают, что в некоторых магазинах «М.Видео» уже началась переоценка, например, во Владивостоке сотрудники 25 февраля меняли почти все ценники в сторону повышения.

«Изменение курса валюты не может не сказаться на возможном повышении цен, но помимо этого ритейлеры будут оценивать полный комплекс изменений на рынке», — сказал старший вице-президент по коммерческой и операционной деятельности «Связного» Алексей Вуколов.

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков в беседе с «СП выразил мнение, что в DNS поторопились повышать цены сразу на 30%. По словам эксперта, падение рубля было не столь существенным, к тому же, у крупных сетей есть запасы продукции и ценовой демпфер, который помогает им пережить скачки курса. По мнению Федякова рост цен неизбежен, но он может быть не таким существенным.

— Зависимость импортной техники от курса иностранной валюты достаточно велика. Но отмечу, что крупная бытовая техника, такая, как холодильники, телевизоры, стиральные машины в большом объеме производятся в России, пускай и выпускаются под известными брендами корейских и других производителей. На эту продукцию мы не ожидаем роста цен даже пропорционально курсовым колебаниям. Был сделан запас комплектующих, который будет расходоваться долгое время.

Те, кто сейчас стремительно повышает цены, в моем понимании поступают недальновидно. В угоду краткосрочной выгоды они получат очень негативные последствия в виде оттока покупателей в будущем. Возможно, сейчас на волне определенного ажиотажа, они и получат дополнительную прибыль. Но в дальнейшем низкая лояльность покупателей проявится снижением объема продаж.

То же самое можно сказать и о поставщиках и производителях техники. Компании, которые сейчас попытаются нажиться на сложившейся ситуации и будут пересчитывать цены по курсу, а то и с запасом, как было в 2014—2015 годах, очень серьезно поплатятся потерей долей рынка.

Похожая ситуация случилась в 2014 году, когда компания Apple повысила цены на свою технику. Тогда тоже была активная девальвация рубля, и Apple увеличила стоимость продукции с неплохим запасом. После этого в течение последующего года компания потеряла первые позиции по объемам продаж техники в России, и это место заняли корейские и другие производители. Apple так и не вернулась на первое место, и, скорее всего, уже не вернется. Краткосрочная выгода обернулась потерями. На мой взгляд, другим производителям нужно сделать соответствующие выводы из этой истории.

«СП»: — То есть рыночной необходимости повышать цены на технику на 30% сейчас нет?

— Конечно, нет. Начнем с того, что курс рубля не ослабел на 30%. Падение остановилось в пределах 10%, и это абсолютно демпфируется прибылью компании, курсовые риски и так немного заложены в стоимость продукции. Ни о каких 30% речи не идет.

Второй момент в том, что резкое повышение цен приводит к тому, что рынок начинает трансформироваться. Потребители переключаются на другую продукцию, тем более, что есть высокая конкуренция и хорошая заменяемость одних продуктов другими, как в случае с Apple.

«СП»: — Какие виды техники подорожают больше всего — электроника?

— Вопрос в том, какая именно электроника. Например, те же айфоны тоже не производятся в США. Их тарифицирует Apple, но производит Китай. При этом по отношению к юаню рубль чуть более стабилен, чем по отношению к американской и европейской валютам.

Микроэлектроника, ноутбуки, планшеты и смартфоны — это та техника, которая практически не собирается в России. Эти виды товаров и будут наиболее подвержены индексации цен с точки зрения отыгрывания курсовых колебаний. От этого никуда не деться. Другой вопрос в том, что это должно проходить плавно.

В предыдущий период в страну были ввезены определенные запасы продукции, они должны быть распроданы по старым ценам. На новые партии цены действительно будут выше, потому что курс изменился. Но ничего катастрофичного произойти не должно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *