Президент США Джо Байден пообещал ввести санкции, чтобы перекрыть более половины импорта высоких технологий в Россию. Речь об ограничениях, направленных против российской космической программы.
«Это нанесет удар по их способности продолжать модернизировать ВС. Это нанесет вред их аэрокосмической промышленности, в том числе космической программе», — решительно заявил глава государства, входящего в тройку лидеров в космической гонке. События на Украине дали американцам ещё один превосходный повод выпихнуть с трассы одного из своих основных конкурентов. Чем они в очередной раз и воспользовались. Правда, предыдущая порция «космических» ограничений должного действия не возымела.
Пользователи сети, интересующиеся космической тематикой, откровенно веселятся:
«У Маска всего два удачных пилотируемых полета! Приползут еще со своими долларами»;
«Лунная программа у них уже двадцать лет стартует. Да, как говорил классик — в этом деле главное хороший разбег»;
«У Рогозина марсианский проект гораздо прогрессивнее и высокотехнологичнее, чем у Маска».
И далее примерно в таком же духе.
А если серьёзно, то глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин напомнил, что доступ к радиационностойкой микроэлектронике космического назначения американцы перекрыли нам еще в 2014 году. Но Россия, не смотря на это, успешно продолжает делать космические аппараты. И будет продолжать в том же духе, развернув собственное производство всех необходимых компонентов и приборов. А заодно предупредил, что новые санкции могут выйти боком самим американцам, да и многим другим странам.
В частности, без соответствующей техподдержки МКС ждет неконтролируемый сход с орбиты и падение на Европу или США. Или на Индию и Китай. Учитывая, что вес станции примерно 500 тонн, то такая перспектива явно никого не обрадует. «Над Россией МКС не летает, поэтому все риски — ваши. А вы к ним готовы?», — написал он в своем Telegram-канале.
Рогозин пояснил, что коррекция орбиты станции, а также ее уклонение от опасных сближений с космическим мусором, производится исключительно двигателями российских грузовых кораблей «Прогресс МС».
По словам представителя НАСА, Американское космическое агентство продолжит сотрудничать с Роскосмосом в гражданской космической области, в том числе по Международной космической станции (МКС). Он также добавил, что НАСА поддерживает работу по безопасной эксплуатации МКС со всеми международными партнерами, включая Роскосмос. Это заявление было сделано во время беседы с корреспондентом с CNN. Видимо, в НАСА представляют последствия непродуманных запретов намного лучше, чем в Белом доме.
— Санкции в космической области — это политические игрушки, причем, очень опасные, — считает лётчик-космонавт Юрий Усачёв.
— Представьте, что ваш дом стоит в точке, над которой постоянно летают самолёты, и вы знаете, что по статистике шансы, что какой-нибудь самолёт рухнет на ваш дом, довольно высоки. Вы же будете жить в постоянном страхе и думать, как эти самолёты пилотируются, насколько они надёжны, что с техобслуживанием. Но люди живут спокойно, потому что знают: безопасность полётов обеспечивается на самом высоком уровне. А теперь представьте: МКС летает на высоте 300 километров со скоростью 8 километров секунду. Если ей не управлять, то она под влиянием притяжения Земли сойдёт с орбиты, войдёт в плотные слои атмосферы и развалится. Многие компоненты станции сделаны из стали и титана, они не сгорят, а со скоростью в те же 8 километров в секунду устремятся к поверхности планеты, уничтожая спутники, самолёты и объекты на земле. Обломки будут падать, разлетаясь в разные стороны по огромной территории. И добро, если они все рухнут в океан, а представьте, что они падают над населённым районом. Это будет намного страшнее, чем любая бомбардировка с самолёта.
Помните, станцию «Мир» спускали с орбиты очень осторожно. Спуску предшествовали сложнейшие расчёты, чтобы станция вошла в плотные слои атмосферы в определённой точке, и обломки падали исключительно в океан, причем подальше от районов активного судоходства и маршрутов самолётов. Такая же работа предстоит и по спуску МКС. Да, Рогозин немного утрирует, но если мы будем в космосе друг другу мешать, ничего хорошего не выйдет. Напротив, это может иметь крайне тяжёлые последствия. Те, кто через технику пытаются влиять на политику, как правило, в технике не разбираются.
И еще такой момент: не факт, что современные системы ПВО от обломков спасут. Военный эксперт Алексей Леонков напомнил, что радиолокационные станции, контролирующие космическое пространство и отслеживающие космические объекты, позволяют контролировать и учитывать всё, что по своим размерам может оказаться потенциально опасным. За ними ведётся постоянное наблюдение. Так что предсказать, какой объект и когда может сойти с орбиты и упасть, технически вполне возможно. И, соответственно, он будет вовремя уничтожен.
Но это только в том случае, если будут своевременно проведены все необходимые расчёты, занимающие, кстати, много времени. Это вам не жук начхал на скатерть. Если же этот процесс будет затруднён из-за сбоев в работе компьютеров или из-за отсутствия координации между специалистами, задействованными в нём, то обломки полетят по непредсказуемым траекториям.
Впрочем, Россию они точно не заденут.