Между США и Китаем завязывается новый узел геополитических противоречий. Их средоточием становится не Тайвань и не спорные острова в Восточной Азии, а расположенное в Океании государство Соломоновы Острова, заключившее с Пекином соглашение о безопасности. Этот пакт особенно обеспокоил не только соседнюю Австралию, но и Соединенные Штаты.
После того, как Австралии не удалось убедить Соломоновы Острова сорвать соглашение о безопасности с Китаем, высокопоставленные официальные лица США запланировали нанести визит в островную страну, чтобы попытаться аннулировать уже подписанный пакт о безопасности, пишет китайское издание Global Times.
Координатор Белого дома по Индо-Тихоокеанскому региону Курт Кэмпбелл и высокопоставленный чиновник Госдепартамента по Азии отправятся на Соломоновы острова, заявил Белый дом на фоне «опасений» по поводу того, что тихоокеанская островная страна заключает пакт о безопасности с Китаем, сообщает Reuters.
Наблюдатели отметили, что «озабоченность», выраженная США и Австралией по поводу пакта о безопасности, свидетельствует о том, что они используют южно-тихоокеанский регион как «арену» для соперничества с Пекином и пытаются сдержать развитие Китая. Аналитики предсказывают, что США и Австралия могут увеличить военное сотрудничество и гражданские инвестиции на Соломоновых островах и в других странах южной части Тихого океана, чтобы противостоять растущему китайскому влиянию, но история показывает, что обещания США часто трудно выполнить, и такое сотрудничество редко приносит реальную пользу простым людям, отмечает Global Times.
Визит Кэмпбелла происходит после того, как Вашингтон несколько раз предупредил Соломоновы Острова по поводу пакта о безопасности с Китаем, а Австралия сделала несколько угроз под предлогом «обеспокоенности» и направила в островное государство высокопоставленных чиновников.
Ян Хунлянь, старший научный сотрудник Исследовательского центра тихоокеанских островов в Университете Ляочэн, базирующегося на Фиджи, сказал Global Times, что в менталитете США и их последователей Австралии времен холодной войны страны южной части Тихого океана всегда воспринимаются как «задний двор». Они считают, что контроль над островными государствами с помощью военного развертывания может сохранить их влияние в регионе, поэтому они предположили, что Пекин предпримет тот же шаг, даже если Китай не будет вести какую-либо военную деятельность в регионе. П
Член Госсовета КНР, министр иностранных дел Ван И и министр иностранных дел Соломоновых Островов Иеремия Манеле официально подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области безопасности между двумя странами, подтвердило во вторник МИД КНР.
Подписание соглашения о безопасности вызвало истерическую реакцию Вашингтона после того, как он стал свидетелем неспособности Канберры изменить сотрудничество между Китаем и Соломоновыми Островами, заявил Чен Хун, президент Китайской ассоциации австралийских исследований и директор Центра австралийских исследований в Восточно-китайском педагогическом университете.
США и их «агент» в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Австралия — неоднократно оказывали давление на Соломоновы острова. «Это не только вмешательство во внутренние дела Соломоновых островов, но и провокация в отношении китайской дипломатии», — заявил Чен Global Times во вторник.
Эксперт отметил, что Вашингтон рассматривает Южно-Тихоокеанский регион как важную «точку опоры» против Китая, поскольку он стремился к дальнейшему продвижению своей индо-тихоокеанской стратегии через регион и оказанию давления на Пекин в отношении Южно-Китайского моря и Тайваня. «Но мы видим, что Соломоновы Острова отстояли свой суверенитет, независимость и право принимать собственные решения, продемонстрировав политическую мудрость и решимость. Вот почему США теперь оставляют Австралию в стороне и более непосредственно вмешиваются в регион», — сказал Чен.
Между тем премьер-министр Соломоновых Островов Манассе Согаваре защищает пакт о безопасности, который его правительство подписало с Китаем во вторник. Он заявил парламенту, что соглашение с Пекином необходимо для решения «внутренней ситуации с безопасностью» в стране.
Тихоокеанское островное государство давно борется с политическими волнениями, последний раз в ноябре 2021 года, когда протестующие нацелились на китайский столицы Хониары и попытались штурмовать резиденцию премьера.
Контингент австралийской полиции помог восстановить стабильность по запросу правительства. Австралия также возглавила многостороннюю миссию 2003 года после насилия и переворота в конце 1990-х годов.
Канберра подняла тревогу по поводу пакта с Китаем, когда проект соглашения просочился в сеть в марте, и пыталась побудить Согаваре переиграть эти планы. Соединенные Штаты и Новая Зеландия также выразили обеспокоенность на фоне опасений, что это может привести к созданию Китаем военного форпоста в Тихом океане.
Марк Харрисон, старший преподаватель китаеведения в Университете Тасмании, сказал каналу Al Jazeera, что сделка между КНР и Соломоновыми островами стала «катастрофой» для Австралии, чьи отношения с Пекином долгое время были натянутыми. «Это еще один сложный шаг для Австралии в переоценке своего будущего в регионе, где доминирует Китай», — сказал Харрисон. «Австралия совершенно неверно оценила последствия подъема Китая в начале 2010-х годов, и переоценка была медленной и двусмысленной, и ей еще предстоит пройти долгий путь».
Соломоновы острова с населением менее 700 000 человек представляют собой цепь из сотен островов, лежащих к востоку от Папуа-Новой Гвинеи в Тихом океане. Столица, Хониара, находится на острове Гуадалканал, месте ожесточенной битвы между американскими и японскими войсками во время Второй мировой войны.
Бывшая британская колония сталкивается с беспорядками с конца 1990-х годов, когда этническая напряженность переросла в насилие, а в 2000 году Согаваре впервые пришел к власти в результате переворота. Когда страна находилась на грани политического и экономического коллапса, Австралия и Новая Зеландия ввели войска, была восстановлена стабильность и подписано мирное соглашение. Спокойствие длилось недолго.
Согаваре снова был избран премьер-министром в 2019 году, а несколько месяцев спустя решил разорвать давние дипломатические отношения Соломоновых Островов с Тайванем в пользу Пекина. Этот шаг не понравился всем на Соломоновых островах, и Даниэль Суидани, премьер провинции Малаита, отверг переход, заявив, что будет добиваться независимости Малаиты, крупнейшей провинции страны.
В просочившемся проекте сделки между Пекином и Хониарой говорилось, что пакт позволит китайским военным кораблям останавливаться на Соломоновых островах, а китайская полиция будет развернута по просьбе островного государства для поддержания «общественного порядка». Ни одной из сторон не будет разрешено публично раскрывать информацию о миссиях без письменного согласия другой стороны.
Премьер Согаваре объяснил парламенту в среду, заявив, что пакт соответствует международному и внутреннему законодательству.
Согаваре ранее заявлял, что Соломоновы острова «не имеют никакого намерения… просить Китай построить военную базу», и в среду подчеркнул, что сделка «руководилась нашими национальными интересами».
Австралия, у которой с 2017 года заключено соглашение о безопасности с Хониарой, стала самым громким критиком соглашения, но другие страны Тихоокеанского региона, включая США и Новую Зеландию, также выразили обеспокоенность. Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, который находится в разгаре всеобщей избирательной кампании, заявил в среду, что подписание пакта указывает на «интенсивное давление» со стороны Китая на островные государства Тихоокеанского региона.
В заявлении, сделанном в среду, официальные лица Австралии, США, Новой Зеландии и Японии выразили «общую озабоченность по поводу системы безопасности и ее серьезных рисков для свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».
Китай уже является основным экспортным направлением Соломоновых Островов, покупая около 65 процентов экспорта Хониары в 2019 году, а также КНР служит источником чуть менее четверти импорта островной страны, за ним следует Австралия с 13 процентами.
Объявляя о сделке по безопасности, Пекин назвал ее «нормальным обменом и сотрудничеством между двумя суверенными и независимыми странами».
Официальный представитель министерства иностранных дел Ван Вэньбинь заявил, что западные державы «намеренно преувеличивают напряженность» в связи с пактом.