Евросоюз снаряжает очередной, шестой по счету пакет санкционных ограничений в отношении России. Предполагается, что одним из гвоздей новой санкционной программы станут меры воздействия на российский энергетический сектор. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен анонсировала включение в пакет неких «умных механизмов», призванных сократить доходы РФ от продажи нефти. Мы обратились к экспертам с вопросом, что бы это могло означать.
Высказывание фон дер Ляйен прозучало в недавнем интервью немецкому изданию Bild am Sonntag. Соответствующий вопрос звучал так: «Ежедневно государства Евросоюза только за нефть платят России 450 миллионов евро. Как долго это будет продолжаться?»
Ответ дословно был таков: «Главная наша цель — сократить доходы Путина. Но нефть продается по всему миру. Чего не должно произойти — это того, что Путин на других рынках из-за более высоких цен получит еще большую выручку за поставки, которые ранее шли в Евросоюз. Поэтому мы сейчас разрабатываем умные механизмы — с тем чтобы в следующий санкционный пакет можно было включить и нефть».
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин называет заявление фон дер Ляйен «чистым политическим пиаром». «Все механизмы, которые они пытаются предпринимать, работают лишь на увеличение цен на энергоносители, — считает эксперт. — К увеличению их издержек и к увеличению доходов стран, которые эти энергоносители производят. Они, к сожалению — или, наоборот, к счастью, — не понимают, что делают».
В долгосрочной перспективе у России могут возникнуть проблемы со сбытом нефти, допускает Сергей Пикин. Но «в ближайшие пару лет» ничего катастрофичного, уверен он, не случится. Даже в случае введения Европой полного запрета на импорт «черного золота» из России. «Те страны, которые поставляли нефть, допустим, в Азию, будут поставлять в Европу, — объясняет Пикин. — А мы будем вместо них поставлять в Азию. В целом ничего не поменяется».
Доктор экономических наук Игорь Николаев оценивает ситуацию намного менее оптимистично. Как предполагает экономист — именно «предполагает», подчеркивает он, — под «умными механизмами», понимается, скорее всего, «некий механизм вторичных санкций».
«Если кому-то ограничивают импорт энергоресурсов, в ту же Европу, то у поставщика возникает естественное желание продать их другим странам, — рассуждает экономист. — Значит, в Евросоюзе думают над тем, как сделать так, чтобы и другие страны не захотели покупать нашу нефть. А если такие продажи и были бы возможны, то цена была такой, что Россия понесла бы серьезные потери».
Таким образом, анонсированные главой Еврокомиссии «умные механизмы», считает эксперт, не смягчают и тем более не отменяют взятый Евросоюзом стратегический курс на постепенный отказ от российских энергоносителей, а напротив, дополняют и усиливают его. Задача — не позволить России компенсировать экономические потери, которые она понесет от ограничительных мер на европейском рынке.
«Переживем мы это? — продолжает экономист. — Да, переживем. Потому что есть Китай, есть Индия, есть Юго-Восточная Азия. Эти страны не ввели такое эмбарго и не будут вводить. То есть совершенно закрыть для России рынки не получится. Об этом говорит и опыт Ирана».
Тем не менее безболезненными эти меры для нас не будут. Ущерб будет значительным. Николаев напоминает, что доля в мировом ВВП стран, которые ввели санкции против России, составляет 40–50 процентов. «Это будет серьезное испытание для российской экономики, — заключает эксперт. — Для адаптации к новым реалиям потребуется время».
Хорошая новость в том, что время на адаптацию есть: последствия от «энергетических» и прочих санкций будут проявляться постепенно. «Как мы используем это время, зависит в значительной степени от нас самих, — говорит Николаев. — В том числе, кстати, и от того, как мы будем это оценивать. Если с шапкозакидательских позиций — мол, все легко преодолимо, — то, боюсь, мы можем понести очень значительные потери».