Украина всё настойчивее пытается достать с «Азовстали» заблокированных там боевиков «Азова», военных и гражданских лиц. Прибывающие новые партии вооружения для Украины актуализировали вопрос о железных дорогах.
В воскресенье, 24 апреля, президент Украины Владимир Зеленский провёл телефонные переговоры с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
«Провёл важный телефонный разговор с президентом Эрдоганом. Накануне его переговоров с Путиным отметил необходимость немедленной эвакуации граждан из Мариуполя, в частности с «Азовстали», немедленного обмена заблокированных военных. Обсудили переговорный процесс, согласование с Турцией и другими странами гарантий безопасности для Украины. Подняли вопросы, связанные с обороноспособностью Украины, а также с глобальной продовольственной безопасностью, которая оказалась под угрозой из-за блокирования судоходства в Чёрном море», — рассказал Зеленский в соцсетях о переговорах.
Мариуполь, а точнее — засевшие в «Азовстали» — довольно важная тема для Зеленского. Днём ранее — вечером 23 апреля — во время большой пресс-конференции Зеленский заявил, что ситуация в Мариуполе может повлиять на переговорный процесс с Россией.
«В случае, если будут уничтожены наши люди в Мариуполе, если будет объявлен псевдореферендум по псевдореспубликам на временно оккупированных территориях в Херсонской и Запорожской областях, Украина выйдет из переговорных процессов», — заявлял Зеленский.
Днём 24 апреля о Мариуполе заговорил уже советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк. Он обвинил РФ в том, что её Вооружённые силы обстреливают «Азовсталь» и якобы концентрируют технику для штурма этого металлургического комбината.
«Предлагаю РФ подумать об остатках репутации. Для этого необходимы всего три «мариупольских шага». 1. Объявить реальное пасхальное перемирие над Мариуполем. 2. Немедленно дать гуманитарный коридор для гражданских. 3. Согласиться на «спецраунд» переговоров, чтобы мы забрали/обменяли военных», — заявил Подоляк.
Слова Подоляка о перемирии «над Мариуполем» могут свидетельствовать о том, что Украина намеревается вывезти засевших в «Азовстали» боевиков «Азова» и украинских военных при помощи военно-транспортной авиации.
За несколько часов до этого заместитель командира полка «Азов» капитан Святослав Паламар, известный под позывным Калина, призвал эвакуировать его с соратниками и поздравил украинцев с Пасхой.
«В этот великий день, я призываю весь цивилизованный мир сделать всё, чтобы военные, совершившие сверхчеловеческий подвиг в брошенном городе, имели возможность рассказать всё своим родным, прийти на могилы к своим побратимам», — заявил Паламар.
Примечательно, что «Азов» известен тем, что его бойцы исповедуют неоязычество. Кроме того, бывшие боевики «Азова» были замечены в нападках на каноничную Украинскую православную церковь.
Позже в этот день стала известна возможная причина такой заинтересованности украинской власти в эвакуации тех, кто остался на «Азовстали».
«Канадские СМИ сообщают, что «бывший» командующий армией генерал-лейтенант Тревор Кадьё находится на Украине, причем он отсутствует с февраля. Предполагают, что он может находиться в окружении в Мариуполе», — сообщил Telegram-канал «Милитарист».
Как ранее сообщало издание Ottawa Citizen, генерал-лейтенант Кадьё должен был принять командование канадской армии в сентябре прошлого года, но это было отменено после того, как вокруг него разгорелся сексуальный скандал. Одна из бывших сотрудниц армейских структур обвинила его в насилии. Расследование этого инцидента еще не закончено, что подняло вопрос о том, каким образом человеку, находящемуся под следствием, разрешили покинуть страну.
По данным этого издания, на Украину Кадьё направился не в феврале, а после увольнения из армии 5 апреля для участия в военных действиях.
Вечером 24 апреля глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин заявил: засевшим на «Азовстали» националистам осталось недолго.
«В Мариуполе ситуация пока еще остается сложной, но эта сложность сконцентрирована в «Азовстали». Остается костяк неонацистов, штурма активного нет, как сказал президент. Тем не менее мы понимаем, что им осталось недолго, в силу разных обстоятельств», — отметил он.
Украинские политики на это заявление ответили чуть ли не истерикой.
«Мы уже не просим, мы требуем от ООН обеспечить режим прекращения огня и открытия гуманитарного коридора и с «Азовстали», и из Мариуполя в целом. На «Азовстали» сейчас 1000 женщин и детей, плюс — 500, может даже больше, раненых, почти 50 человек нуждаются в немедленной квалифицированной помощи. Именно об этом должен говорить господин Гутерреш в Москве, если он собирается говорить о мире. Все остальные договоренности не будут иметь веса, потому что самое главное, что может сделать ООН и не могут сделать другие — это открыть гуманитарный коридор», — заявила вице-премьер-министр Украины Ирина Верещук.
Таким образом, Украина требует уже от международных организаций открыть коридор с «Азовстали».
Ключевой важности дорога
Не менее шести американских тяжёлых транспортных самолетов в воскресенье прибыли в Польшу, со ссылкой на западные авиационные ресурсы сообщило агентство «Интерфакс».
По данным ресурсов, на аэродроме польского города Жешув, расположенного в 90 км от границы с Украиной, совершили посадку два военно-транспортных самолета ВВС США C-17A Globemaster, способные перевозить до 77,5 тонн груза, а также самолеты Boeing 747 американских транспортных компаний, зафрахтованные Пентагоном. Зафиксировано также прибытие самолета С-17А из Великобритании.
Эта информация взбудоражила российское экспертное сообщество.
Так, российский журналист Александр Коц, работающий сейчас на харьковском направлении, отметил, что прибытие западных транспортных самолётов снова поставило вопрос о логистике.
«К вопросу о логистике. Это всё добро, конечно, можно перевезти и в небольших гражданских грузовичках, в фурах, бусиках. За всем не уследить. Но фото огромных составов с топливом из Румынии и Молдавии или кадры словацких танков в зоне боевых действий как бы намекают: у Украины, в отличие от нас, неисчерпаемые ресурсы. Им будут гнать их до опупения, и, уничтожая эти танки, заправленные этим топливом, уже в зоне СВО, мы просто рубим головы Лернейской гидре. Надо рубить сообщение с Западом. Это сейчас едва ли не важнее уничтожения складов с боеприпасами», — подчеркнул он.
В другой своей записи в Telegram-канале он указал на другие грузы, которые перемещают по украинской железной дороге.
«К вопросу о нейтралитете Молдавии. Кишенев по железной дороге поставляет цистерны с горючим на Украину — из села Етулия в населенный пункт Украины Рени. Ещё один аргумент в пользу демилитаризации железнодорожной инфраструктуры Украины», — отметил Коц.
Вице-спикер Мосгордумы Андрей Медведев в свою очередь раскритиковал тех экспертов, которые утверждают, что трогать украинскую транспортную инфраструктуру не стоит.
«Сейчас нам специальные «военные эксперты» объяснят, что бомбить мосты и железные дороги всё равно не надо. А то потом наступать же надо будет на запад, а как без мостов (то, что ВСУ взорвёт мосты в таком случае, видимо, не учитывается). А танки они ведь как, они ведь на микроавтобусах были, видно, перевезены. Нешто на поезде разве?» — отметил Медведев.
Он раскритиковал тех экспертов, которые не учитывают реалии современных военных конфликтов и с пренебрежением относятся к противнику.
«Как могут рассуждать о войне люди, которые последний раз войну видели вживую лет 30 назад, я не понимаю. Но рассуждают складно. Однако вражеские танки это никак не останавливает», — подчеркнул Медведев.
Тем временем на Украину продолжают прибывать эшелоны с топливом и оружием.