Американский журнал Time объявил 2020 год «худшим в истории». Очередной номер издания выйдет с обложкой, на которой будет размещена цифра 2020, жирно перечеркнутая красным. Правда, при вдумчивом прочтении соответствующей редакционной статьи оказывается, что ее автор уточнила – уходящий год является «самым ужасным для ныне живущих». В принципе, в истории человечества бывали года и даже целые периоды куда кошмарнее. Как бы то ни было, даже это, намного более корректное утверждение тоже выглядит достаточно сомнительно.
Так что же такого жуткого произошло с миром и всеми нами начиная с прошлого Нового года? Стоит ли возводить оценки 2020-го, особенно негативные, в настолько уж превосходные степени, сравнивая его даже с нынешней эпохой? И, пожалуй, самое главное – о том ли сокрушается человечество, провожая «самый ужасный», и того ли боится, чего стоило бы? Попробуем разобраться.
Как измельчали мировые катастрофы
Что характерно, в качестве автора заглавной статьи в Time, дающей оценку прошедшему уже, фактически году, выступает не медик и не экономист, и даже не политолог, – вообще не ученый или практик, а… кинокритик из США Стефани Зачарек. Вот уж, воистину, яркая примета нашего времени, «пророками» и «мессиями» которого чуть ли не на 90% стали люди из сферы шоу-бизнеса.
Эта дама берется утверждать, что «большая часть населения нашей планеты» никогда не сталкивалась с такими ужасающими бедствиями и испытаниями, как в 2020 году. При этом она упоминает о том, что «в истории США бывали времена похуже», приводя в качестве примера Великую депрессию 30-х годов прошлого века. Также автор вскользь упоминает две мировых войны и сопутствовавшую первой из них пандемию «испанского» гриппа, о которых, по ее словам «сейчас мало кто помнит». Все это прекрасно демонстрирует сугубо американский взгляд на вещи: «если это произошло не с США, то какое это имеет значение?»
Понятное дело, что крушение Советского Союза, к которому от всей души приложили руку как раз Соединенные Штаты, сломавшее жизни и судьбы десятков, а то и сотен миллионов людей, в глазах госпожи Зачарек никакой катастрофой не является. Тут они с Владимиром Владимировичем во мнениях решительно не сходятся. Да и некоторые другие трагедии, вроде бомбардировок и уничтожения Югославии, Ливии или того же Ирака, по ее мнению с «тотальными бедствиями 2020-го» вовсе даже не сопоставимы. Так, мелкие эпизоды, в которых, к тому же, американцы были далеко не пострадавшей стороной. Нельзя не согласиться с тем, что покидающий нас (наконец-то!) год не украсил, практически, ничью жизнь. Однако выставлять его в качестве «худшего в истории», пусть даже и в самой новейшей? Помилуйте, тут явный перебор.
Самым глобальным и негативным событием 2020-го, конечно же, стала всемирная пандемия коронавируса. Впрочем, выявлен он был еще в конце 2019-го, однако самые драматические события развернулись после прошлого Нового года. Да, новая болезнь обошлась человечеству (по достаточно приблизительным данным) уже почти в 1.7 миллиона смертей. Заразились ею более 70 миллионов человек по всей планете. Однако в сравнении с уже упоминавшейся выше «испанкой» эти страшные цифры выглядят, простите, детским лепетом. Во время пандемии, свалившейся на человечество в аккурат 100 лет назад, переболела примерно его треть (500-600 миллионов человек), а умерло от 3 до 5% всех живших на тот момент на Земле людей. По оценкам разных исследователей тот грипп унес от 50 до 100 миллионов человек. Другой вопрос, что экономический эффект от этих двух вспышек заболеваний, конечно же, несравним и тут первенство однозначно за COVID-19. Столетие назад никакой «глобальной экономики», по сути, не существовало, зато в настоящее время она давно сформировалась, и вот теперь приняла на себя тяжелейший удар пандемии.
По утверждению директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристалины Георгиевой потери мирового ВВП в ближайшее пятилетие превысят 30 триллионов долларов, что, как она считает и вправду будет сопоставимо с Великой депрессией. Мировая экономика, предположительно, уже с сейчас сократилась в целом на 4-5%. Особо тяжело пришлось странам, в экономике которых значительную роль играет экспорт энергоносителей, в том числе и России. Из-за критического падения мировых цен на таковые, в первую очередь – на нефть, они понесли огромные убытки. Стоимость «черного золота», несколько стабилизировавшаяся в последние месяцы, все еще ниже на 30%, чем ее докризисное значение.
В то же время кое-кому пандемия в материальном плане пошла только на пользу. Журнал Forbes, к примеру, добавил в 2020 году в свой знаменитый список миллиардеров 50 новых имен только в сфере бизнеса, связанного со здравоохранением! В основном – в области фармакологии и поставок медицинского оборудования и снаряжения. Так что – кому пандемия, а кому… Какие еще напасти обрушились на человечество за уже почти прошедшие 12 месяцев? Хватало всего – авиакатастрофы и природные бедствия (в частности, беспрецедентные лесные пожары в Австралии и нашествие саранчи в Африке). Военные конфликты, самым острым из которых стало противостояние за Нагорный Карабах, обошедшееся сторонам в более 5 тысяч погибших солдат и офицеров (это – по официальной статистике). Теракты в Вене, Ницце, Париже, невиданной силы взрыв аммиачной селитры, разрушивший чуть ли не весь Бейрут… Все это, конечно, ужасает, но на Апокалипсис, уж извините, не тянет.
Впрочем, позицию американского издания вполне можно понять, если вспомнить, что едва ли не самая большая порция потрясений в уходящем году выпала как раз на долю Соединенных Штатов. Страна оказалась, очень мягко говоря, не готовой к пандемии COVID-19 – со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде огромного количества смертей и сокрушительных ударов по экономике. На все это, к тому же наложились еще два деструктивных фактора. Первый – массовые беспорядки, вспыхнувшие после гибели при задержании полицейскими в Миннеаполисе чернокожего американца Джорджа Флойда. Вспыхнувшие после этого в рамках движения Black Lives Matter стихийные акции протеста «против расизма и полицейского произвола» очень быстро переросли в натуральную махновщину с грабежами, поджогами, потасовками и мародерством. Эту разбушевавшуюся стихию насилу удалось загнать хоть в какие-то рамки.
Вторым кошмаром США стали традиционные президентские выборы, на сей раз, по словам самих же американцев, превратившиеся в «шоу ужасов» и приведшие страну едва ли не на грань гражданской войны. Противостояние Дональда Трампа и Джо Байдена, республиканцев и демократов показало, что Штаты не так уж и соединены, а заодно, вместе со всеми предшествовавшими событиями вскрыло еще великое множество других проблем. Скорее всего, именно поэтому Time и тщится представить 2020 год с его ношением масок, карантином, самоизоляцией и массовым падением благосостояния едва ли не «пиком страданий человечества». Стефани Зачарек пишет, что «в живых осталось мало людей, заставших более страшные годы».
Позволю себе возразить – в нашей стране еще живы те, кто помнит Великую Отечественную, стоившую нашему народу 27 миллионов жизней и колоссальных разрушений. В Китае, думается, найдутся их ровесники, которые поведают о том, что в годы Второй мировой войны Поднебесная потеряла 35 миллионов человек. И уж точно живы мы – те, кто помнят разрушение Советского Союза и обрушившиеся на всех нас ужасы «перестройки», вспыхнувшие межнациональные конфликты (один из которых, кстати, отозвался кровавым «эхом» именно в нынешнем году), обнищание и унижение миллионов. Каждая человеческая смерть от коронавируса (авиакатастрофы, стихийного бедствия, войны) – трагедия. Однако не стоит все-таки провозглашать «концом света» год, принесший неприятности, прежде всего, американцам. Порадуемся лучше, что им все-таки не хватило духу развязать в 2020 году очередную войну в Персидском заливе и скромненько умолчим о том, из какого количества международных договоров, направленных на предотвращение настоящего Апокалипсиса – в его ядерном варианте, вышли за этот год Соединенные Штаты.
«Самое ужасное» – впереди?
Пандемия коронавируса – это, безусловно, тяжелое испытание. Однако будем откровенные, основной удар она нанесла не так по человечеству в целом, как по глобалистскому «новому мировому порядку», в который это самое человечество загоняли все последние годы и десятилетия и продолжают загонять сегодня. Возможно, больше беспокойства стоит проявлять не по поводу последствий разгула COVID-19, а относительно того, куда сегодня вообще движутся люди планеты Земля? В тех же Соединенных Штатах буквально на днях произошел шокирующий случай: во время лечения от коронавируса в госпитале Antelope Valley Hospital на юге штата Калифорния 37-летний Джесси Мартинес до смерти забил кислородным баллоном своего соседа по палате, старика 82 лет за то, что тот… начал молиться. Мартинесу светит изрядный «срок», но при этом уничтожение стариков узаконивают все больше стран мира. Так, буквально на прошлой неделе за легализацию эвтаназии проголосовала нижняя палата парламента Испании. Эта страна, скорее всего станет четвертой в ЕС, принявшей подобный людоедский закон – после Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Министр здравоохранения королевства Сальвадор Илла провозгласил решение депутатов «шагом к более гуманному и справедливому обществу»… Без комментариев.
Кстати, в Нидерландах в нынешнем, опять-таки году, решением Верховного суда разрешена также и принудительная эвтаназия – без согласия пациента, если он признан впавшим, к примеру, в старческую деменцию. В тамошнем правительстве склоняются к тому, чтобы распространить это правило и на «неизлечимо больных» детей в возрасте до 12 лет. Голландский министр здравоохранения Уго де Жонге идею горячо поддерживает. На том же поприще «отметились» в 2020 году и немцы – Конституционный суд в Карлсруэ признал «нарушающим конституцию» и являющимся отныне недействительным закон от 2015 года, запрещающий «оказание помощи при самоубийстве», то есть, по сути, организацию все той же эвтаназии.
В Time вполне ожидаемо не упомянули среди «вызовов 2020 года» тот момент, что на нынешних выборов граждане США голосовали не только за нового президента, но и… за наркотики! Да еще с каким энтузиазмом – в штате Орегон (первом среди всех), например, отныне полностью декриминализовано употребление «тяжелых» наркотиков, таких как кокаин и героин. «Обдолбанным» до предела американцам всех расцветок там отныне грозит максимум необременительный штраф. Если и этой «дури» покажется недостаточно, безбоязненно можно «добавить» галюционогенными грибочками – теперь тоже законно. «В терапевтических целях», естественно. Также «веселые грибы» и прочие «органические психоделики» отныне разрешены в самом Вашингтоне. А почему бы нет?
В Аризоне, Южной Дакоте, Монтане и Нью-Джерси избиратели оказались консервативнее. Они одобрили «всего лишь» полнейшую легализацию марихуаны, любителям которой там отныне не придется даже прикрываться «медицинскими показаниями». Достиг 21 года – и хоть обкурись. Еще в парочке штатов – в Колорадо и Луизиане, если не ошибаюсь, избиратели вполне успешно поборолись с ограничением права на аборты. Вот так примерно выглядит тот «прекрасный новый мир», к которому мы движемся. В авангарде этого движения, как не крути – Соединенные Штаты. Об этих событиях уходящего в небытие 2020 года, и вправду, бывшего тяжелым и трагичным для большинства из нас, западные СМИ трубить не будут – разве что упомянут в качестве очередных примеров «торжества демократии».
Стоит задуматься – что же страшнее: пандемия COVID-19, которая принесла человечеству море горя и бед или все-таки намного менее заметные, но ужасающие процессы, в результате которых люди понемногу перестают быть людьми?