Нобелевская премия как свидетельство деградации

Нобелевская премия как свидетельство деградации

Нобелевская премия, из самой престижной, постепенно превратилась в некое свидетельство о деградации. Примером могут служить и односторонние награждения, когда премия присваивается представителям одних и тех же стран не потому, что именно в этих странах совершено больше всего существенных открытий и достижений; и награждения откровенно странных персонажей. Например, в своё время премию мира получили М.С. Горбачёв или Б. Обама, только что избранный президентом США и ещё не успевший проявить себя ни миротворцем, ни поджигателем войны. Несколько лет назад ЦРУ опубликовало документы о своей причастности к выдвижению на премию по литературе Бориса Пастернака с романом «Доктор Живаго». В 2011 г. премию мира получила организация «Квартет национального диалога в Тунисе» «за решающий вклад в создание плюралистической демократии в Тунисе вскоре после “жасминовой революции” 2011 года».

В своё время не были отмечены заслуги ни Л.Н. Толстого, ни Д.И. Менделеева. А в 2007 г. на пресс-конференции Международной ассоциации Нобелевского движения доктор физико-математических наук Владимир Чёрный сообщил, что: «…Нобелевская премия по физике за доказательство неоднородности реликтового излучения досталась американцам, тогда как первые результаты по этим исследованиям были получены в России, но это никак не учитывается.

Такая же ситуация была с открытием российским физиком Летоховым нового явления лазера: американский физик Ли из Стэнфордского университета работал у Летохова в лаборатории, затем самостоятельно опубликовал результаты, Стэнфордский университет его выдвинул, и он получил Нобелевскую премию. На протест Российской академии наук ответ Нобелевского комитета был очень простой: “Вы должны сами подавать бумаги в комитет”. Аналогичная ситуация произошла с бактерией Helicobacter pylori, которая была открыта российским врачом Морозовым, и за которую премировали австралийских учёных…» 

В 2018 г. президент США Дональд Трамп третий раз подряд попадает в число кандидатов, претендующих на получение Нобелевской премии мира, сообщает норвежское издание Nettavisen со ссылкой на директора норвежского Института исследования проблем мира (PRIO) Хенрика Урдаля.

«Я могу подтвердить, что мы получили сообщение о выдвижении, и что Трамп был номинирован на премию. Однако я не могу говорить о том, кто стоит за его выдвижением. Это конфиденциальная информация. Могу сказать лишь, что инициатива принадлежит американцу», — приводит Nettavisen слова Урдаля. Директор института также сообщил, что тот же человек выдвигал кандидатуру Трампа и в предыдущие годы. По мнению Урдаля, американские президент достоин этой награды за приверженность идеологии «борьбы за мир с помощью силы» и другие заслуги.

Все эти примеры, словно набирающие обороты и становящиеся чем дальше, тем нелепее, свидетельствуют только об одном: о деградации мировой элиты, об утрате принципов, следовать которым призывал учредитель премии. О том, в конце концов, что премия уже давно является инструментом политики, а это значит, что самой престижной премией поощряются те, кто сумел угодить хозяевам мира, то есть самое ценное в современном мире – умение угодить и готовность прислуживать. 

Отмена в этом году вручения Нобелевской премии по литературе («из-за секс-скандала», как сообщили СМИ) является ещё одним свидетельством того кризиса, в котором оказалась нынешняя современная медийная культура в самом широком смысле слова, как мировая, так и российская (которая в своём современном качестве традиционно является, в большой степени, отражением мировой). Если сводить дело к двум словам, то этими словами будут слова: «Всё прогнило». 

По крайней мере на протяжении тридцати последних лет (после награждения поэта Иосифа Бродского, являющегося, будем честными, действительно крупным русскоязычным поэтом) Нобелевская премия вручалась большей частью литераторам, мало кому известным, как до, так и после награждения. Недавнее (в 2015 году) награждение белорусской (?) писательницы Алексиевич, по практически общему мнению, буквально «обрушило» и без того обветшавший авторитет «Нобелевки», фактически дав понять, что отныне эта премия может быть вручена кому угодно, независимо от реального вклада в литературу. Последующее присуждение премии известному американскому музыканту подтвердило тенденцию…  

В России в последние годы, вразрез с государственным вектором развития (а то и откровенно наперекор ему), усилилась раскрутка и превознесение бездарных спектаклей, пропагандирующих всевозможные пороки и отклонения; бездарных же фильмов, несущих в себе зерно ненависти к России, к её истории и культуре; медийных фигур от культуры, порой производящих впечатление слабоумных, но при этом вещающих с центральных телеканалов… Ясное дело, что у нас никто ничего отменять не будет, но, так или иначе, всё это – так или иначе отзвуки того самого глубокого кризиса, в котором оказалась современная мировая культура, и наша – как её органическая составляющая. 
Похоже, старые институты культурного регулирования запустили механизм самоуничтожения. Скандал с «Нобелевкой» (напомним, секс-скандал!) – один из симптомов. Один из, но важнейший. Свидетельство. Эпоха требует обновления парадигм. Сначала там, а потом, как водится, может и до нас дойдёт…  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *