Врио премьер-министра Дагестана назначен Артем Здунов, бывший министр экономики Татарстана. Эксперты считают, что тренд на «укрепление» отстающих регионов кадрами из более успешных территорий может продолжиться и после президентских выборов.
Вменили хищения на 108 миллионов
Спустя всего два дня после визита главы Татарстана Рустама Минниханова в Дагестан было объявлено, что его подчиненный — татарский министр экономического развития Артем Здунов — возглавит правительство южной республики. Парламент Дагестана уже одобрил его кандидатуру на пост главы региона.
А «обезглавлено» дагестанское правительство оказалось после масштабной спецоперации, которую провели в Махачкале и ее окрестностях сотрудники ФСБ и Следственного комитета, пока в республике гостил Минниханов.
Были задержаны врио премьер-министра Абдусамад Гамидов, двое его заместителей — Шамиль Исаев (курировал ТЭК, транспорт и инвестиционную политику) и Раюдин Юсуфов (он же министр экономики и территориального развития), а также бывший министр образования и науки Шахабас Шахов.
Сотрудники МВД и ФСБ провели обыски в служебных кабинетах, частных домах и на дачах у чиновников. Всех четверых вечером 5 февраля отправили двумя спецбортами в Москву, где Басманный районный суд удовлетворил ходатайство следствия об аресте всех четверых задержанных.
Им вменяют факты мошенничества и хищения бюджетных средств на общую сумму почти 108 млн. рублей. Речь идет о средствах из федерального бюджета, которые были выделены Дагестану на несколько социальных программ: в том числе строительство школ, их оснащение компьютерами, аттестацию учителей…
Все четверо арестованных отрицают свою вину. Их адвокаты ходатайствовали перед судом избрать более мягкую меру пресечения — домашний арест. Но судья все же встал на позицию следствия: если экс-чиновники останутся на свободе, то якобы смогут надавить на свидетелей или уничтожить документы.
Васильев: «Нужно учиться у тех, кто впереди»
Пока бывших членов правительства Дагестана заключали под стражу, Рустам Минниханов вместе с врио главы республики Владимиром Васильевым возвращался из Дербента в Махачкалу. И в Доме правительства они торжественно подписали «Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве» двух республик, а также «дорожную карту» (план мероприятий) по его реализации.
Также двусторонние соглашения о сотрудничестве подписали и несколько ведомств Татарстана и Дагестана: министерства промышленности, сельского хозяйства и агентства по инвестициям. Во время подхода к прессе Васильев знатно похвалил своего коллегу: «Всегда нужно учиться у тех, кто впереди. Татарстан контролирует свой бюджет так, что нам поучиться надо. Они завели около 100 показателей и в режиме реального времени контролируют расход бюджетных денег. Нам этого так не хватает!».
Первым, кого Татарстан «делегировал» в Дагестан, чтобы научить северокавказских коллег бережному отношению к бюджетным средствам, и стал Артем Здунов. Скоро ему исполнится 40 лет, он родился в Казани. Окончил Казанский финансово-экономический институт, в котором и остался преподавать.
В 2005 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Отток капитала в системе экономической безопасности современной России». В его активе — несколько десятков научных работ по различным отраслям экономики. Здунов, в том числе, разрабатывал критерии эффективности социально-экономического развития регионов и занимался теорией инновационного развития территорий (на примере Татарстана).
В 2010 году Здунов был назначен заместителем министра экономики Татарстана, а в 2014 году возглавил это ведомство. За этот период в республике были, в частности, созданы «Фонд поддержки предпринимательства» (в его структуру входит «Республиканская факторинговая компания»), а также два кластера — Камский центр кластерного развития субъектов малого и среднего бизнеса и промышленный кластер Татарстана (Набержные Челны).
Над кем еще возьмут «шефство»?
Как показывает практика, сразу после назначения на руководящую должность (тем более в другой регион) человек зачастую приглашает туда коллег с прежнего места работы. Именно так произошло, в частности, когда в 2005 году полпредом президента на Дальнем Востоке оказался Камиль Исхаков, бывший мэр Казани, он сразу пригласил туда своих прежних подчиненных.
Так что можно не сомневаться, что скоро в бюрократическом аппарате Дагестана появятся новые люди из Татарстана. Тем более, что сейчас в республике даже нет полноценного правительства: еще 5 февраля Владимир Васильев отправил в отставку весь кабинет министров — и набирать его придется заново.
Кстати, выходцы из экономически успешного Татарстана нередко назначаются на руководящие должности на Северном Кавказе. В частности, заместитель министра экономического развития Ставрополья — Рустам Мингазов, который курирует развитие регионального индустриального парка «Мастер» (входит в группу «КамАЗ»).
— Татарстан — передовой регион, где глава серьезно занимается подготовкой кадров. Он в лидерах и по развитию, и по социальному самочувствию. Чем не эталон?! Да и религия у татар и дагестанцев общая. Думаю, что рассуждали примерно так, — рассказал «Свободной прессе» руководитель Политической экспертной группы (Москва) Константин Калачев. — После назначения «акции» Минниханова идут вверх. Так что одним назначенцем дело, вероятно, не ограничится. Думаю, после Здунова в Дагестан могут приехать и другие управленцы.
Традиции подобного «шефства» идут еще с советских времен. Но вряд ли «десанты управленцев» станут традицией. Экспериментальная площадка должна быть одна. И Дагестан на эту роль подходит — это самый сложный регион, и таких многонациональных субъектов больше нет. А отдельные «варяги» работали и в Тыве, и в других проблемных регионах (некоторые продолжают работать). Скажем, главу Еврейской автономной области «дал» Хабаровск.
Схожего мнения придерживается и председатель комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Сергей Водопетов:
— Антикоррупционная «вспышка» в Дагестане и новый механизм взаимодействия Дагестана и Татарстана (через трансфер политической элиты из одного региона в другой), на мой взгляд, подчеркивает актуальность новой региональной политики.
В России происходит переход от сложившейся модели региональных отношений, где «всё мое» в сочетании с ожиданием приказов от федерального Центра к необходимости региона иметь свою идентичность, отличность от других при этом, находясь в постоянном взаимодействии с властью и федеральной, и региональными коллегами. При этом «методичек» по этому вопросу нет.
Пока эти процессы изменения региональной политики имеют, скажем так, «авторский» характер. Так, Васильев, пошел по «сицилийскому» пути, где борьба с мафией осуществляется жесткими методами, а, нижегородский Глеб Никитин, более мягко, но также с участием Росгвардии и Виктора Золотова.
Но уже сейчас можно сказать о некоторых общих подходах к политике регионов: повышение роли силовых ведомств, повышение интереса федерального Центра к региональной информационной повестке, снижение роли существующих региональных объединений и ассоциаций и переход к точечным межрегиональным коалициям, а также полное замещение «подушевого» регионального финансирования на проектный, где регион сам формирует основу этого проекта.