Избрание Игоря Додона президентом Молдовы на всенародных выборах в ноябре 2016 года создало проблемы для проевропейского режима страны. Поначалу, с 2009 года, это была парламентская коалиция проевропейских партий, которая затем трансформировалась в олигархический режим, при котором парламент и правительство, а также судебная система и силовые структуры оказались в подчинении Демократической партии Молдовы, контролируемой олигархом В. Плахотнюком.
К этому моменту для олигарха все складывалось идеально – парламентское большинство, сколоченное самыми неприглядными методами, штамповало необходимые законы, предыдущий президент Николае Тимофти их подписывал в автоматическом режиме, правительство в том же самом режиме выполняло команды из резиденции олигарха.
Однако с избранием Игоря Додона президентом ситуация изменилась. Он не согласился «подмахивать» законы, которые парламентское большинство штамповало по заказу олигарха. И тогда проевропейской власти пришлось искать выход из положения.
Президент Молдовы имеет право отклонить каждое решение правительства лишь один раз. То же самое происходит с законодательными актами. Президент может вернуть направленный на промульгацию закон в парламент, на повторное рассмотрение.
Но в случае повторного принятия парламентом он должен подписать его. Подобное положение превращает президента из самостоятельной фигуры в обычный механизм для одобрения «законотворчества» подконтрольных олигарху депутатов. И если Н. Тимофти, избранный президентом депутатами парламента, не переживал по этому поводу, то И. Додон, избранный в результате всенародного голосования, справедливо посчитал невозможным для себя нарушить предвыборные обещания.
И тогда был буквально изобретен хитрый юридический ход – для промульгации законов и решений правительства, отвергнутых президентом, Конституционный суд по запросу депутатов стал передавать полномочия для подписи этих актов спикеру парламента Адриану Канду, который «по совместительству» является также родственником олигарха Плахотнюка.
Так или иначе, но термин «отстранение президента» прижился и постоянно употребляется как политиками и политологами, так и журналистами. Хотя по своей сути гораздо уместнее, правильнее и грамотнее с юридической точки зрения было бы говорить об узурпации президентских полномочий. Данные действия проевропейская власть мотивирует решениями Конституционного суда, который, однако, не имеет права предоставлять кому бы то ни было полномочия президента по промульгации документов, поскольку его функции заключаются лишь в юридической экспертизе законов на соответствие Конституции.
10 декабря КС принял подобное решение уже в пятый раз для того, чтобы А. Канду подписал ряд документов, которые И. Додон отказался промульгировать. Необходимо отметить, что президент заранее высказывал свое несогласие с этими законодательными актами и предупреждал, что не будет их подписывать.
Речь идет о законе, позволяющем передать территорию бывшего республиканского стадиона в центре города под строительство нового комплекса посольства США, о законе, устанавливающем празднование Дня Европы 9 мая, о новом Кодексе телевидения и радиовещания, практически устанавливающем цензуру в СМИ и вытесняющем из эфира контент на русском языке, а также о законе по реформе департамента войск карабинеров. Эти законы были подписаны спикером.
Надо сказать, что сам спикер представляет собой довольно забавную фигуру. А. Канду является автором многих как скандальных, так и откровенно неумных высказываний и часто становится центральной фигурой насмешек в СМИ и молдавских сегментах социальных сетей. Отдельные высказывания припоминают ему в течение длительного времени.
Вот и сейчас Канду позволил себе опрометчивое высказывание. На заседании правительства, которое прошло незадолго до очередного временного отстранения И. Додона, спикер заявил, что парламенту пора рассмотреть возможность увольнения Додона с поста президента, но уже не на время, а вообще. Согласно Конституции, президент может быть уволен, если за это проголосует две трети парламентариев. При этом предложение об увольнении должно быть выдвинуто по крайней мере третью депутатов и должно быть незамедлительно доведено до сведения самого президента. Президент может дать парламенту и Конституционному суду объяснения по выдвинутым против него обвинениям.
«В ближайшем будущем, мы, возможно, сделаем президенту сюрприз перед зимними праздниками. Поздравить население сможет и временно исполняющий обязанности президента», – сказал Канду. Однако позднее сделал другое заявление –фактически попросив отсрочки по вопросу об увольнении президента до переизбрания парламента (парламентские выборы в Молдове назначены на февраль). «Процедура увольнения президента предполагает организацию национального референдума, который не может состояться в преддверии парламентских выборов», – сказал Канду.
Однако все эти положения вдребезги разбиваются об один простой, но непреложный факт – полномочия парламента истекли 30 ноября 2018 года и абсолютно никакие ухищрения не способны вернуть ему право принятия подобных решений.
Ну а что касается президента, то после пятого случая узурпации спикером парламента президентских полномочий Игорь Додон заявил, что тем более уверен в народной поддержке. Кроме того, он подчеркнул, что после парламентских выборов, намеченных на 24 февраля, все законы, по которым он не смог договориться с парламентом, будут отменены. После выборов И. Додон намерен также сформировать новый состав Конституционного суда – органа, который беззаконно уже пять раз исключал его из политических процессов.