Молдавия уже без малого 30 лет упорно и несгибаемо идет в Европу. В самой Европе ее ждут не особо, но молдавских политиков это совершенно не смущает. Главное — желание, а там как-нибудь выгорит. А посему необходимо стараться, делать все, что хоть немного, но может приблизить страну к заветной цели.
И вот наконец-то в Молдавии нашли еще одну причину, по которой «не идут дела». Нет, не думайте, это не экономика, вернее ее полное отсутствие. Это не права национальных меньшинств и перманентный политический кризис из-за того, что небольшое население страны очень сильно расколото. И это даже не проблема Приднестровья — независимого государства, которое возникло на части территории Молдавии в начале 90-х годов из-за разгула национализма и «румынизации». Все намного проще. Избранная глава Молдавии Майя Санду, политик молодой и очень прогрессивный, прекрасно понимает, в чем дело. И поэтому в ходе своего президентства планирует легализовать однополые браки и ввести в школах уроки ЛГБТ. Изящное и простое решение. Вот тогда-то страна заживет точно. Днестр превратится в молочную реку с кисельными берегами, а Евросоюз радостно откроет свои объятия и примет Молдавию в дружную семью народов.
И немедленно завалит маленькую страну дотациями и инвестициями, превратив ее в передовое и прогрессивное государство. Даже странно, как никто до такого не догадался ранее.
А Майя Санду догадалась. И немудрено. Нет, дело не в том, что поговаривают о ее нетрадиционной сексуальной ориентации, какое нам до этого дело? Мы в постель ни к кому лезть не собираемся, тем более к президентам. Дело в том, какой путь прошла Майя ради того, чтобы стать звездой политического небосклона Молдавии. И вот тут никаких сюрпризов. Работа в национальном совете молдавского Фонда Сороса, обучение на деньги этого фонда в одном из вузов США, работа на высокой должности во Всемирном банке, на которую, по слухам, ее протолкнул все тот же Джордж Сорос. Я понимаю, что его имя уже в зубах навязло и все очень устали от этой конспирологии, но из песни слов не выкинешь. Да и конспирологии тут никакой нет. Сорос, в общем-то, и не скрывается, а сам позиционирует себя как серый кардинал идеологии нового либерализма во всем мире.
В общем, бэкграунд у госпожи Санду отличный. Вот именно то, что доктор прописал. Но парадокс в том, что никакие грандиозные перемены Молдавию не ждут. Многие боятся, что главной точкой давления будет Приднестровье. Майя Санду уже потребовала вывести оттуда российских миротворцев, их технику и вооружение. Но это заявление абсолютно дежурное, которое делает каждый новый молдавский президент. По моему скромному мнению, ситуация в Приднестровье не изменится вообще никак. Продолжится вялое переругивание, но никаких серьезных действий предпринимать никто не будет. Очень опасно и грозит большими издержками. В плане экономики Санду тоже не в состоянии что-либо изменить. Молдавские товары принципиально не нужны в Европе. Своих хватает. Вы можете себе представить, чтобы испанцы, итальянцы или французы пустили на полки европейских супермаркетов молдавские вина? Ну, может, только символично. Скромно, в уголке. Молдавская продукция имеет только один рынок сбыта — бывший СССР, большая часть которого — это, разумеется, Россия. Так что в этом плане Санду вряд ли захочет пристрелить полудохлую лошадь молдавской экономики и, вполне возможно, даже пойдет на какие-то новые торговые договоренности с РФ.
В общем, несмотря на то, что Майя Санду — известная русофобка и обожательница Румынии, настоящих полей для деятельности на этом поприще у нее немного. При этом риторика наверняка будет очень нервной и достаточно агрессивной, но болтать языком — это не дела делать. Молдавия вовсе не в том состоянии, чтобы «качать права». Даже при «полной поддержке Запада». Впрочем, и эта поддержка только на словах. Вот и решила Майя приобщить народ к европейским ценностям. А что? Самое то в нынешней ситуации абсолютного политического болота. Но тут тоже не все гладко. Дело в том, что молдавский народ достаточно консервативен. В городах «прогрессивных», конечно, хватает, но что-то я очень сомневаюсь, что эти «ценности» будут радостно восприняты в деревнях, где значительная часть населения очень набожна и регулярно ходит в церкви.
Так что бесконечный путь Молдавии в Европу, несомненно, продолжится в том же самом виде, что и ранее, — постоянное топтание на одном месте, деградация экономики и убыль населения. И неизвестно, сколько стране понадобится времени, чтобы понять всю бесперспективность этого пути.