Рост популярности России в арабском мире – результат работы RT или заслуга внешней политики?
Перевод статьи, опубликованной 5 мая 2019 года на портале thenational.ae
Недавнее исследование среди арабской молодежи показало, что почти две трети граждан стран Персидского залива, Леванта и Северной Африки в возрасте от 18 до 24 лет считают Россию дружественной страной. При этом 59 процентов назвали США врагом, что почти в два раза больше, чем три года назад.
Сдвиг в восприятии, по крайней мере частично, можно объяснить растущим влиянием пророссийских новостных каналов, таких как RT Arabic и Sputnik в арабском мире, считают некоторые аналитики.
«Было бы справедливо сказать, что RT и Sputnik – это, безусловно, один из факторов, — говорит Анна Борщевская, старший научный сотрудник вашингтонского Института ближневосточных исследований, которая подробно изучала арабские публикации российских каналов. — [Охват каналов] довольно велик, особенно среди молодежи, и это особенно важно, потому что это самое обширное и растущее население региона. Российское правительство делает здесь долгосрочные инвестиции”.
Однако временный поверенный в делах России в ОАЭ Юрий Видакас придерживается другого мнения.
Он связывает укрепление репутации России с популярностью внешней политики президента Владимира Путина и растущим вниманием к российской культуре и обществу.
Контент RT Arabic – бывшей Russia Today – и Sputnik он называет противовесом фальшивым новостям о России, которые распространяет Запад.
«Эти результаты [опроса] совсем не удивительны, — говорит г-жа Борщевская. – Они вполне ожидаемы, учитывая траекторию деятельности России на Ближнем Востоке и уход США из региона, по крайней мере, предполагаемый».
Ущерб репутации США среди арабов также, вероятно, нанесла провокационная политика Дональда Трампа в отношении Израиля и его риторика по отношению к мусульманам.
RT Arabic работает уже более десяти лет, имея круглосуточный телеканал, веб-сайт, а также страницы в социальных сетях. Sputnik, основанный в 2014 году, также активно работает на арабском языке. В социальных сетях два канала взаимодействуют с миллионами арабоязычных пользователей. Аккаунт RT Arabic в Твиттере насчитывает около четырех миллионов подписчиков, в Инстаграме – 900 тысяч, а канал на YouTube – 2,8 миллиона подписчиков.
Что касается их политического воздействия, мнения также разнятся.
Джассар Аль-Тахат, иорданский журналист и эксперт по СМИ, говорит, что RT Arabic представляет собой альтернативу западной линии и играет роль рупора для кремлевской политики в регионе. По его мнению, работа таких СМИ в большой степени связана с тем, как арабские страны воспринимают Россию и Америку.
Западные аналитики, однако, были более осторожны в своих оценках.
«Влияние, вероятно, было где-то на периферии, — заявил Дональд Дженсен, бывший американский дипломат и старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики. – Но нужно рассматривать все в системе. Многие люди говорят, что им нравится освещение стихийных бедствий и футбола на этих каналах. Многие зрители хотят читать и смотреть новости, которые укрепят их существующее мнение. Так что, если кто-то думает, что Америка – империалист на Ближнем Востоке, то он и будет выбирать источники, которые говорят то же самое».
Г-н Видакас из российского посольства говорит, что растущее позитивное отношение к России является результатом надежной внешней политики страны в регионе и роста числа молодых людей, которые приезжают в Россию с целью отдыха или учебы.
“Я не удивлен результатами этих исследований, — заявил г-н Видакас. – Все больше стран осознают, что могут доверять России, в отличие от США, потому что мы оказываем помощь и содействие, не вмешиваясь в их внутренние дела.
Чемпионат мира позволил людям увидеть другую страну, не ту, которую описывали в западной пропаганде. Мы приняли миллионы болельщиков и доказали, что Россия – безопасная страна. Многие приезжали из ОАЭ и удивлялись, почему освещение России было таким фальшивым. Они своими глазами видели, что Россия – открытая страна”.
Г-н Видакас заявил, что RT Arabic и Sputnik рисуют правдивую картину России на фоне предвзятого отношения со стороны западных СМИ.
“Они рассказывают людям о России, помогают им понять страну, это не пропаганда”, — сказал он.
“Есть и такие программы, как например «Русский путеводитель», которые не имеют абсолютно никакого отношения к политике. Если люди хотят узнать о России, они будут смотреть. Если им это не нравится, они просто переключат канал”, — заключил г-н Видакас.
Daniel Sanderson
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).