Украинские силовики совершали в Донбассе военные преступления и применяли запрещённые методы ведения войны. Об этом в понедельник сообщил Следственный комитет РФ, назвав фамилии должности и звания подозреваемых. Возбуждены уголовные дела в отношении командиров воинских частей. Опрошенные RT юристы рассказали, каким образом Россия может засудить бойцов ВСУ.
Следственный комитет установил, что с сентября по ноябрь 2016 года военнослужащие Украины и сотрудники Национальной гвардии осуществили «прицельные артиллерийские обстрелы из тяжёлых видов вооружения объектов гражданской инфраструктуры» (часть 1 статьи 356 УК РФ). Жертвами обстрела стали два человека, более 20 получили ранения. Украинские снаряды повредили и разрушили более 100 домов и нежилых зданий.
СК назвал фамилии, должности и звания подозреваемых с указанием воинской части. Также ведомство установило, что 25 июня 2016 года село Коминтерново было обстреляно 36-й отдельной бригадой морской пехоты Военно-морских сил Украины. «В результате была повреждена линия электропередач и от поражения током скончались двое малолетних», — говорится в сообщении Следственного комитета.
Ведомство возбудило уголовные дела в отношении командиров воинских частей ВСУ.
«Наряду с этим заочно предъявлено обвинение командиру 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ подполковнику Владимиру Горбатюку, организовавшему и руководившему проведением прицельного артиллерийского обстрела территории Петровского района города Донецка, в результате которого местная жительница получила осколочное ранение», — отмечает СК.
Исполнению не подлежит
Следственный комитет не первый раз подчёркивает, что украинские офицеры выполняли «заведомо преступные приказы вышестоящих командиров и должностных лиц». Однако любая система управления войсками строится на единоначалии, и приказы, как известно, не обсуждаются. Насколько юридически оправдана подобная формулировка в отношении украинских военнослужащих? Где проходит грань между «преступными» и «непреступными» приказами?
«Военнослужащий, несущий службу, обязан выполнять приказы, беспрекословно подчиняться, потому что невыполнение приказа — это уголовная ответственность, — заявил председатель Военной коллегии адвокатов города Москвы Владимир Тригнин. — Исключение составляет выполнение заведомо незаконного приказа. Если военнослужащий знает, что приказ влечёт нарушение прав граждан, мирных граждан, то он может его не выполнять. Но эта норма очень скользкая, очень сложная».
Собеседник RT пояснил, что исполнитель «преступного приказа», как и должностное лицо, которое его отдало, могут быть привлечены к уголовной ответственности: «Обычно, когда военнослужащие сомневаются в законности того или иного приказа, они требуют отдать его в письменной форме. Потому что если нет приказа в письменной форме, можно предположить, что военнослужащий действовал по своей воле, а не выполняя приказ. Выполнение заведомо незаконного приказа военнослужащим является преступлением и, выполняя его, военнослужащий нарушает закон, хотя это приказ».
На практике военнослужащему не так сложно определить «заведомо преступный приказ», считает эксперт Ассоциации военных политологов, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин: «Это применение регулярных войск против мирного населения. Подозреваю, что этот факт лежит в основе этой формулировки. Уничтожать население по распоряжению сверху».
В интервью RT Кошкин отметил, что не может быть оправдания военнослужащим, которые прекрасно понимают, что ведут обстрел гражданских объектов, пусть и по приказу командования. «Заведомо преступные деяния — это когда ставят маячки рядом с больницей или школой, а потом по этим маячкам артиллерия начинает наносить удары», — привёл пример эксперт.
Неопровержимые доказательства
В случае с Донбассом, с точки зрения международного права, имеет смысл организовать судебный процесс в отношении политического режима, считает военный юрист Владимир Тригнин: «Интерпол занимается розыском частных лиц, а здесь речь идёт об ответственности должностных». По его мнению, это прерогатива международного трибунала по примеру Гаагского по бывшей Югославии (МТБЮ), где на скамье подсудимых оказались как официальные лица, так и командиры незаконных вооружённых формирований.
Андрей Кошкин пояснил, что по аналогии с МТБЮ под трибунал могут попасть не только украинские лидеры и офицеры, но и представители ополчения непризнанных республик. Однако, как заметил эксперт, международные органы должны сделать акцент на преступлениях против мирного населения. И в этом случае у России будут все козыри на руках.
«Все случаи нарушения тишины фиксируют наблюдатели ОБСЕ и отправляют эти данные ООН. Одновременно, как мы видим, обстрелы со стороны Украины тщательно отслеживают компетентные органы РФ. Россию обязательно будут обвинять во всех грехах в Донбассе, но при наличии неопровержимых доказательств Запад нам ничего не сможет возразить», — подчеркнул Кошкин.
«СК абсолютно правильно делает, что готовит документы и передаёт их в соответствующие органы. Ведь никто не гарантирует, а многие надеются, что нынешняя киевская власть не продержится на штыках долго. Придут другие люди — и вот тогда будут востребованы все эти документы. А если они сейчас не будут юридически правильно оформлены, то никакой силы не возымеют», — считает собеседник RT.
Эксперты отметили, что Россия вправе проводить уголовные процессы в отношении обвиняемых в военных преступлениях на своей территории. «Случай с Савченко был показательным. Она корректировала огонь, оказалась на нашей территории и понесла заслуженное наказание. Помимо задержаний на своей территории, есть экстрадиции, и если их выдадут, то мы будем судить их у себя, по нашим законам. Вот почему сейчас СК так активно собирает все необходимые документы», — добавил Кошкин.
Владимир Тригнин напомнил, что законодательство РФ позволяет российским спецслужбам проводить контртеррористические мероприятия за пределами госграниц. «То есть если какие-то лица нарушают права граждан, в том числе граждан Российской Федерации, за пределами территории РФ, такое мероприятие может проводиться, и данные лица в рамках этого мероприятия по законам РФ могут быть арестованы», — заключил адвокат.