Благодаря своему географическому положению, Россия является великой арктической державой, чьи права в настоящее время пытаются оспорить США. Однако наши дела на противоположном полюсе планеты обстоят не самым лучшим образом, несмотря на то, что именно русские шлюпы «Мирный» и «Восток» в 1819 году открыли шестой континент. В таких случаях англичане, испанцы и французы втыкали свои флаги и объявляли новые земли собственностью своей короны, но с Антарктидой вышло иначе.
Зачем вообще нужен этот покрытый льдом материк? По оценкам геологов, в его недрах могут содержаться большие запасы полезных ископаемых: меди, цинка, никеля, свинца, железной руды, каменного угля и проч. Но самое главное то, что антарктический шельф чрезвычайно богат углеводородами: только в «австралийском секторе» в море Росса совокупный объем нефтяных месторождений оценивается в 50 миллиардов баррелей, а газа – в 100 триллионов кубометров. Для сравнения, у нашей страны эти цифры составляют 74 миллиарда и 33 триллиона, соответственно.
Ничего удивительного, что есть куча претендентов на то, чтобы раздербанить безлюдную Антарктиду. Свои претензии заявляли Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Франция, Норвегия, Чили и Аргентина. При этом у аргентинцев и англичан явно намечается будущий территориальный конфликт, вызванный спорным статусом Фолклендских островов. России среди этой семерки, несмотря на статус первооткрывательницы, нет. Во избежание международного конфликта, в 1959 году под давлением других стран был подписан Антарктический договор, согласно которому все участники обязались не размещать на ней военные базы, испытывать оружие, ограничившись только мирными исследованиями. Его Шестая статья заморозила все территориальные претензии, отложив их на потом.
Однако в 1998 году был подписан Мадридский протокол, касавшийся вопроса разработки природных ресурсов, который их запретил до 2048 года. По истечении 50-летнего срока документ будет либо пролонгирован, либо отменен, и вот тогда начнется передел Антарктиды. Претенденты на «ничейный» континент предъявят на него свои права, а тем, кому не так повезло с географией или первооткрывателями, будут вынуждены «утереться» либо иными способами заявить свои претензии. Совсем не «антарктические» США и Китай вкладывают сотни миллионов долларов в научно-исследовательские программы, строят новые станции. А вот тут наша страна пока выглядит не очень.
Во-первых, в отличие от иных конкурентов, где данным вопросом тщательно занимаются по линии министерств обороны, у нас Антарктидой заведует Росгидромет. Росгидромет, Карл!
Во-вторых, антарктические проекты данного ведомства недофинансируются по сравнению не только с КНР или США, но и соседними Чили и Австралией. Десяток имеющихся научных станций на континенте (5 постоянных и 5 сезонных) были построены в 60-е годы, устарели и обветшали. Станцию «Восток» вообще пришлось модернизировать за счет бизнесмена Леонида Михельсона, который пояснил:
В-третьих, у нас большие проблемы с океанским флотом, способным обеспечить свободный доступ к Антарктиде. Имеется научно-исследовательское судно «Академик Александр Карпинский», но оно сейчас стоит в ЮАР на карантине. В прошлом году пришлось зафрахтовать атомный лихтеровоз «Севморпуть» для доставки на «Восток» тех самых комплексов, но уникальное гражданское судно на полпути повредило винт и было вынуждено вернуться в Санкт-Петербург для ремонта, так и не добравшись с ценным грузом до Антарктиды. В настоящее время снабжение российских полярников осуществляется судном «Академик Трешников».
России очень нужны развитый специализированный флот, способный без проблем работать в условиях как Арктики, так и Антарктиды, и многочисленная антарктическая авиация, чтобы не оказаться к 2048 году у разбитого корыта.