Третий президент Армении Серж Саргсян дал большое интервью одному из местных телеканалов, затронув тему обсуждаемого многими «плана Лаврова» по урегулированию карабахского конфликта. Был ли план и в чем его суть, разбирался колумнист «ПолитЭксперта» Рубен Маргарян.
О «плане Лаврова» много говорили и говорят до сих пор как о последнем варианте нагорнокарабахского урегулирования, о котором более или менее что-то известно.
Касаясь темы переговоров, Серж Саргсян отметил: сейчас он может более открыто говорить об этом, поскольку на сайте МИД России есть комментарий сопредседателя Минской группы ОБСЕ Игоря Попова, в деталях опровергающий слова премьер-министра Армении Никола Пашиняна, что при Саргсяне обсуждалась сдача Азербайджану земель без какой-либо конкретики в плане статуса Нагорного Карабаха.
Как говорит экс-президент, «план Лаврова» не был рабочим документом. Рабочим, то есть одобренным всеми сторонами конфликта, по его словам, был один: «Казанский документ» от 2011 года, который хранится в депозитарии Минской группы ОБСЕ в Вене. Он основан на «Мадридских принципах» 2007 года, предполагавших мирное урегулирование с учетом территориальной целостности и самоопределения народов.
Со слов Саргсяна, 11 июня 2011-го армянская сторона получила письмо за подписью главы МИД РФ Сергея Лаврова, о том, что стороны дали свое согласие подписать 24 июня в Казани подготовленный документ. В преддверии казанской встречи он получил также письмо [президента Франции Николя] Саркози и телефонный звонок от [президента США Барака] Обамы, и оба выражали поддержку готовящейся договоренности. Саргсян отвечал, что готов подписать, но сомневается, что это сделает Ильхам Алиев. Так и произошло: президент Азербайджана выдвинул в Казани дополнительные условия и сорвал соглашение.
Детали «Казанского документа»
«Казанский документ», по словам Саргсяна, представлял из себя пакетное урегулирование, то есть стороны договариваются обо всех последующих шагах, реализуемых поэтапно.
Предполагалось, что на первом этапе армянская сторона возвращает Азербайджану пять районов. Взамен Арцах получает пакет гарантий из семи пунктов, включая де-факто признание властей и вооруженных сил Нагорного Карабаха, гарантии безопасности от Армении, от Минской группы и ввод миротворцев.
Что касается официального статуса, предусматривалось «признание реалий плюс…». Под «плюс» имелось в виду, что Нагорный Карабах может войти в международные структуры, членство в которых не предполагает официального признания независимости. Контроль над двумя приграничными районами (Лачинский и Кельбаджарский) оставался за армянской стороной до проведения референдума, который должен был определить окончательный статус Нагорного Карабаха.
Предусматривалось создание четырех совместных комитетов, один из которых занимался бы подготовкой и организацией плебисцита. Предполагалось, что в нем примет участие население Карабаха, результаты будут юридически обязательными для всех, а выносимые на референдум вопросы не могут быть ничем ограничены.
Последнее положение и вызывало наибольшее неудовольствие Азербайджана. Алиев стремился к тому, что референдум не должен выходить за рамки Конституции Азербайджана, ее положений о территориальной целостности.
В итоге «Казанский документ» не был подписан, переговорный процесс перешел в вялотекущую стадию и только спустя годы возникли идеи, позже отраженные в так называемом «плане Лаврова». Он не был рабочим документом. Он был модифицированным вариантом проекта урегулирования на основе «Мадридских принципов» и «Казанского документа». Вариантом, который Лавров предложил сторонам конфликта от имени сопредседателей Минской группы.
«Половинчатая» схема
Суть в следующем. Поскольку для Азербайджана была неприемлема формулировка, что выносимые на референдум вопросы не могут быть ничем ограничены, готовится сразу два документа. Первый — договор с Азербайджаном, где упоминание об этом попросту опускается. Но параллельно Минская группа выступает с заявлением, что референдум предложено провести именно без ограничений выносимых вопросов. Позже с таким же заявлением выступает Совбез ООН, членами которого, как известно, являются и страны-сопредседатели.
По словам Саргсяна, именно для реализации этого плана он согласился на избрание премьером в 2018-м после десятилетнего президентства. Говорил, что готов решать конфликт по такой схеме, чтобы не оставлять его будущим поколениям. И если бы Азербайджан согласился пусть не с окончательной схемой (с признанием независимости НКР), то хотя бы с представленной выше «половинчатой» (по выражению Саргсяна), то он готов был убеждать Армению и Арцах принять этот подход.
Но в Армении наступила весна-2018, так называемая «бархатная революция», которую Саргсян назвал «антикарабахским движением» по сути своей.
Читайте также:
Последний принцип: когда решится проблема статуса Нагорного Карабаха
Разбор полетов: армянский генерал указал на главную причину поражения в Карабахе
Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.