Поставки нефтепродуктов планируют перенаправить из Литвы в порты Ленинградской области.
Редактор Baltnews Андрей Стариков объяснил «Журналистской правде», почему затягивается подписание соглашения.
«Еще в 2020 году к Лукашенко в Минск приезжал губернатор Ленинградской области Дрозденко. Он озвучил Лукашенко возможности Ленинградской области, рассказал о комплексах, которые там возводятся, о возможности российской стороны абсорбировать весь поток грузов белорусской стороны. Тогда Дрозденко вернулся с позитивными новостями, и некие концептуальные соглашения были достигнуты.
Сторонний наблюдатель ждет конкретный договор, что с завтрашнего дня грузы уйдут в российские порты. Но Ленинградская область не готова в полной мере принять грузы: там есть комплексные проекты, часть возведена, часть возводится, каждый терминал рассчитан на отдельные виды грузов. Сейчас закинуть весь объем грузов в Ленинградскую область невозможно. Процесс переориентации будет плавным и постепенным.
Также существуют обязательства белорусской стороны перед литовцами. В договорах о грузоперевозках обозначены планы на определенный период и неустойки, если какая-то из сторон договоренности нарушит. Если Минск аннулирует эти документы, неустойки ударят по белорусским перевозчикам и производителям.
Белоруссия заинтересована в перенаправлении грузов, так как отсутствует политический диалог Вильнюса с Минском, и экономическое измерение отношений исключено из этого «диалога».
Довольно долго белорусская сторона использовала модель, что бизнес – отдельно, политика – отдельно, были напряженности. В Вильнюсе пестовалась и растет белорусская оппозиция, несистемная и весьма радикальная. Литовская сторона торпедирует и атакует Белорусскую атомную электростанцию. Но есть географическая карта, и Клайпеда, безусловно, ближе и удобнее, чем Ленинградская область. Правда, конфигурация отношений Белоруссии и Литвы такова, что транзит исключается.
Транзитный вопрос – это элемент политического торга Минска и Москвы. В истории отношений Белоруссии и России торг происходил всегда, он касается хозяйственных вопросов: это недавнее обсуждение налогового маневра, допуск/не допуск белорусской «молочки» на российский рынок и т.д.
После событий президентских выборов в Белоруссии, многовекторность Минска сужается в своем коридоре возможностей. О многовекторности можно говорить как о рудименте. Понятно, что будет увеличиваться экономическая зависимость Белоруссии от России. Белорусской стороне остается лишь форсировать интеграцию с Россией в рамках проектов ЕАЭС и Союзного государства.
Белоруссия будет договариваться об условиях интеграции. Лукашенко как президент суверенного государства обсудит с Москвой наиболее возможные в текущих условиях и наиболее благоприятные условия интеграции. Эти факторы сдерживают Лукашенко от размашистого политического жеста – положить на стол документ, где написано, что с завтрашнего дня все грузы уходят в Ленинградскую область. Они уйдут, но это вопрос времени».
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).