Президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 1 марта подготовить меры по содействию в трудоустройстве безработных граждан. В поручении президента сказано, что соответствующие ведомства должны «обеспечить разработку и реализацию мер по содействию трудоустройству безработных граждан, включая субсидирование работодателям найма граждан из числа официально зарегистрированных безработных, а также профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан из числа официально зарегистрированных безработных».
Ранее, 28 января, на совещании Владимира Путина с членами правительства министр труда и соцзащиты России Антон Котяков сообщил, что допандемические показатели уровня занятости будут восстановлены, если на работу устроится еще миллион россиян. Котяков добавил, что на меры по восстановлению занятности в программах бюджетов российских регионов заложено почти 21 млрд рублей.
Помимо этого Минтруд предложил ввести субсидии в размере трех МРОТ (один МРОТ — 12792 руб). для работодателей при трудоустройстве граждан, стоящих на учете в центрах занятости и зарегистрированных там до 1 января 2021 года. Организация получит первый МРОТ через месяц после трудоустройства, второй — еще через три месяца и третий — еще через три месяца.
Что касается пособий для граждан, размер максимального пособия по безработице в 2021 году сохранился на уровне 12 130 рублей, а вот минимальное было снижено до полутора тысяч.
К 9 февраля количество официально зарегистрированных безработных составило 2,5 млн. человек, что на 300 тысяч меньше, чем в декабре прошлого года. По данным Росстата, общий уровень безработицы на конец декабря составлял 5,9% (4,4 млн. человек). Максимума она достигла в августе 2020-го — 6,4%.
Завкафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Константин Ордов считает, что меры правительства могут ситуативно улучшить положение, хотя такой шаг, как выплаты работодателям, может привести к злоупотреблениям. В целом же необходима более структурная работа с рынком труда, в противном случае, через несколько лет мы можем получить гораздо более высокую безработицу.
— Формально пик прироста безработных уже пройден и сейчас наблюдается динамика снижения. Но важно понимать, как обстоит ситуация на рынке труда. Даже в благополучном строительном секторе в Москве на площадках не хватает 20−30 тысяч рабочих рук. Глядя на статистику биржи труда, мы увидим, что количество вакансий превышает количество людей, ищущих работу.
«СП»: — С чем это связано — у людей не хватает квалификации или их не устраивает оплата, условия труда?
— Здесь полный винегрет причин, который особенно затрагивает так называемых профессиональных безработных. Это и работодатели, которые предлагают непомерно малые зарплаты, и несоответствие квалификации работников. Если честно, я не слышал о работодателях, которые выходили бы на биржу труда в надежде решить кадровые проблемы своей компании.
Поэтому биржа труда не решает проблему безработицы и есть большие вопросы в ее эффективности. Это просто некая социальная функция, которая позволяет человеку, потерявшему доход, временно частично компенсировать эту потерю. Хотя в последнее время биржи труда пытаются переформатироваться, открывать курсы переподготовки, которые могут стать базой для будущей государственной программы. Но эффективность этих мер остается под сомнением. Хотя, безусловно, для граждан возможность и три месяца получать доход бывает жизненно важной.
В то же время, нельзя ориентироваться только на статистику биржи труда, потому что как только мы вернемся от выплат в размере МРОТа к традиционным полутора тысячам, у нас резко сократится количество зарегистрированных. Мы уже видели это при повышении пособий, когда количество официально зарегистрированных безработных разово выросло на миллион — полтора.
Так что у правительства есть средства, которые могут позволить по-настоящему сгладить эту социальную проблему, и есть статистические средства, которые помогут ее решить исключительно на бумаге и в цифрах. Главное их не перепутать.
«СП»: — Достаточны ли меры, которые предлагает правительство и о которых говорит президент?
— Самое плохое — это ничего не предпринимать. Человек потерявший работу — это человек, оказавшийся на грани выживания, и на государстве лежит полная ответственность за его социальное обеспечение. Поэтому чем раньше начнутся меры, тем более социальным и конституционным будет наше государство.
Но такая форма поддержки, как субсидии для работодателей, мне кажется сомнительной. Как эффективная мера поддержки она работать не будет, так как вызовет много злоупотреблений. Еще раз повторю: на сегодняшний день рабочих мест больше, чем людей, официально ищущих работу. Проблема не в том, что рабочих мест вообще нет, а в том, что люди не хотят туда идти.
Если доплачивать работодателю за каждую «душу», чтобы он сделал что-то, чтобы к нему пришли люди, которые изначально этого не хотели, это может в моменте решить какие-то вопросы, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе только исказит рынок труда и сделает более сложным его устойчивое существование.
«СП»: — А что насчет переквалификации?
— А вот это очень важный момент. Сама ситуация, когда вакансий на рынке труда больше, чем ищущих работу, и они не заполняются, говорит о структурной, профессиональной безработице. Без помощи государства эту проблему не решить.
Можно выделить две базовые проблемы со структурной безработицей. Первая заключается в том, что профессия, которой вы овладели 20 лет назад, может сегодня быть невостребованной или очень низко оплачиваемой. И только переобучение может решить проблему.
Вторая проблема — территориальная безработица. Есть регионы, где существуют избыточные рабочие руки, и есть хронически дефицитные регионы. Как бы мы ни рассчитывали на бизнес, он эту проблему решить не сможет. Необходима дополнительная государственная программа для создания условий внутренней трудовой миграции, строительства общежитий.
В некоторых регионах безработица среди молодежи достигает 25%-30%, а ведь это самые трудоспособные люди. Поэтому помощь работодателям должна заключаться не в подушевой компенсации, превращающей их в некую форму работорговца, который нанимает людей, получает деньги, через некоторое время их увольняет и нанимает новых с биржи труда, а в том, чтобы помогать им создавать условия для переезда работников.
Так что как начало пути предложения правительства неплохи. Но нужно понимать, что мы находимся в процессе цифровой трансформации экономики, где производительность труда будет расти, а спрос на простой физический труд — сокращаться. Не понимаю, почему мы говорим только о текущей ситуации, когда уже завтра угроза роста безработицы будет очень существенна. Нам бы заняться прогнозированием высвобождения людей определенных профессий и формированием их переквалификации и территориальной миграции уже в ближайшее время.
«СП»: — Что будет, если этого не делать?
— Бизнес сам по себе с этой проблемой не справится, и если ничего не делать, через 10−15 лет ситуация на рынке труда будет гораздо хуже, чем сейчас. Если выдать сейчас компаниям по 10−30 тысяч, чтобы они на время разобрали работников с биржи труда, как, простите, животных на рынке, это проблему не решит. Поэтому нельзя останавливаться после того, как показатели безработицы вернутся на уровень до пандемии. В противном случае мы будем обречены каждый раз наступать на те же самые грабли.
Безработные — это одна из форм малообеспеченных граждан, которых в России де-факто под 20 миллионов. Нужно системно решать проблему и создавать новые рабочие места, обеспечивать переквалификацию, чтобы безработные не превратились в работающих нищих, что в нашей стране не такая уж редкость. Хочется видеть более глубокие и продуманные планы на будущее, а не только сиюминутные меры.