Крах экономики Кувейта

Власть, нефть и вирус: почему 2020 год стал одним из худших в истории Кувейта

2020 год стал для Кувейта худшим за последние 30 лет. Одна из самых процветающих в прошлом стран Аравийского полуострова сейчас находится на пороге кризиса. Международная редакция Федерального агентства новостей разбиралась в причинах подрыва кувейтской экономики и в его последствиях, проявляющихся уже сегодня.

Меньше работы — меньше людей

О тревожных тенденциях на рынке труда сообщил Национальный банк Кувейта (НБК). В его отчете сказано, что в стране за 2020 год количество рабочих мест сократилось на 4,2%. В то же время численность людей, находящихся на ее территории, снизилась на 5,2%.

Специфика демографии этого государства заключается в том, что из 4,6 миллиона жителей (по данным на 2018 г.) лишь 1,4 миллиона являются гражданами Кувейта, из них более четверти — люди моложе 15 лет.

Большую же часть жителей составляют экспатрианты — иностранцы, временно пребывающие на территории государства в качестве рабочих. Именно они занимают подавляющее большинство рабочих мест, сокращение которых приводит к оттоку этой группы населения.

Внешними факторами, способствовавшими падению экономики, стали снижение мировых цен на энергоносители и эпидемия коронавируса.

Негибкая структура экономики

Масштаб урона, нанесенного Кувейту падением стоимости барреля нефти, объясняется тем, что нефтедоллары и доходы от нефтеперерабатывающей промышленности «наполняют» свыше 90% государственного бюджета и составляют половину ВВП страны.

Объем экспорта энергоносителей в 2020 году снизился вдвое по сравнению с 2014 годом. Меры ОПЕК по сокращению добычи нефти ради стабилизации ее стоимости не помогли, и в Кувейте уже седьмой год подряд наблюдается дефицит бюджета.

Власть, нефть и вирус: почему 2020 год стал одним из худших в истории Кувейта

Особенностью местных нефтяных месторождений является тот факт, что все они национализированы и занятые на них рабочие относятся к государственному сектору. В то же время около 75% доходов государственной казны затрачиваются на социальную сферу и выплаты зарплат госслужащим. Сокращение нефтяных доходов влечет за собой нехватку бюджета, которая отчасти компенсируется снижением затрат на «социалку» и сокращением государственных служащих — тех самых экспатриантов.

«Коренное» же население сконцентрировано преимущественно в сфере науки и образования, а также в банковском секторе. Сокращение этих рабочих мест Кувейт постарается отодвинуть на как можно больший срок.

В свою очередь, для частного предпринимательства наиболее болезненным оказался удар, нанесенный эпидемией коронавируса.

Непрерывная волна

Первый случай заражения COVID-19 в Кувейте был зафиксирован 24 февраля 2020 года, и с тех пор в стране ежедневно регистрируется от нескольких сотен до более чем тысячи новых заболевших. К «годовщине» проникновения вируса в страну их количество достигло 186 тысяч человек.

Власть, нефть и вирус: почему 2020 год стал одним из худших в истории Кувейта

Власть, нефть и вирус: почему 2020 год стал одним из худших в истории Кувейта

Ограничения, введенные руководством эмирата, направлены, в первую очередь, на сокращение потока иностранцев. Так, все въездные визы в настоящий момент можно оформить лишь через специальный комитет по чрезвычайным ситуациям. Кроме того, прибывающим необходимо предоставить отрицательный результат ПЦР-теста и страховку от заражения коронавирусом и провести две недели в карантине. Также запрещен въезд для иностранных граждан, которые перед приездом в Кувейт 14 дней находились на территории одного из «эпидемиологически неблагополучных» государств.

В результате Кувейт потерял не только лишенных работы экспатриантов, но и те «рабочие руки», которым не удалось попасть в страну из-за ограничений.

Внутри самого государства также действуют бескомпромиссные меры. В их число входит запрет на работу общественных заведений во избежание массового скопления посетителей. Всем частным организациям было предписано сократить количество единовременно действующих работников на 50%. При отсутствии возможности удаленной работы эти люди увольняются, либо отправляются в неоплачиваемые отпуска. Как бы то ни было, лишившиеся источника дохода экспатрианты стремятся покинуть государство.

Брожения в верхах

Примечательно, что с аналогичными проблемами столкнулись и другие страны Персидского залива. Их экономические системы также построены на экспорте ресурсов, и эпидемия в них развивалась по схожим сценариям. Однако далеко не каждое из этих государств находится на краю социально-экономической пропасти.

Главным дестабилизирующим фактором в Кувейте является конфликт между властями и преимущественно оппозиционным парламентом. Так, в 2001 году кабмин был расформирован из-за вотума недоверия, вынесенного министру юстиции. В 2008 же году правительство подало в отставку после того, как ряд министров заявил об отказе исполнять свою работу из-за постоянного вмешательства парламента в нее.

В 2011 году оппозиция штурмом захватила законодательное собрание и потребовала отставки премьер-министра Насера аль-Мухаммеда ас-Сабаха, обвиненного в коррупции. Требование было выполнено, однако после этого эмир Наваф аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах издал указ о роспуске парламента, действовавшего с 2009 года, и о досрочных выборах в него.

В 2019 году министр общественных работ и жилищного строительства Дженан Рамадан объявила о своей отставке после того, как десять депутатов вынесли ей вотум недоверия. Сделано это было после того, как ведомство провалило 10-летний план развития инфраструктуры, по завершении которого Кувейт должен был стать глобальным финансовым центром.

Подобный хаос, включающий в себя постоянные перестановки в министерстве финансов, не позволяет выстроить качественную экономическую стратегию.

«На мели»

В настоящий момент будущее экономики Кувейта под большим вопросом. Ее рост сильно зависит от стоимости нефти как основного источника доходов. Также важны тенденции развития пандемии коронавируса, которая лишает государство притока рабочей силы. Просчет этих факторов затруднен.

Власть, нефть и вирус: почему 2020 год стал одним из худших в истории Кувейта

Кроме того, нестабильная система власти в стране доказала свою неэффективность в кризисных условиях, так что населению Кувейта не приходится надеяться на то, что дешевизна нефти и эпидемия будут нивелированы эффективными реформами и перестройкой структуры экономики.

Если текущие тенденции продержатся в течение следующих 2-3 лет, то правительству придется компенсировать дефицит бюджета либо за счет международных долгов, либо используя средства, накопленные в Фонде будущих поколений. Сейчас там хранится около 0,59 триллиона долларов.

Также в стране существуют предпосылки для резкого скачка безработицы и оттока населения. Количество рабочих мест сокращается, при этом в ближайшие годы масса «коренных» кувейтцев перейдет в дееспособный возраст.

При самом драматичном стечении обстоятельств этим людям придется искать работу за рубежом, не имея возможности устроиться у себя на родине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *