Следующей жертвой латвийских «дерусификаторов» станут георгиевские ленты

Следующей жертвой латвийских «дерусификаторов» станут георгиевские ленты

Парламент Латвии во втором чтении поддержал поправки к законам, предусматривающим запрет на ношение на праздничных мероприятиях, собраниях, шествиях и пикетах георгиевских ленточек. Однако это событие следует рассматривать в комплексе: в настоящее время в стране продолжается широкомасштабное наступление на права проживающих здесь русских жителей, на их язык и историческую память. Окончательная цель – построение той самой «латышской Латвии», о которой, не скрывая, рассуждают правящие политики, начиная с президента Эгила Левитса.

Националистический консенсус

На днях Сейм Латвии во втором чтении большинством голосов утвердил изменения к «Закону о безопасности публичных развлекательных и праздничных мероприятий» (за – 47 парламентариев из 100) и к «Закону о собраниях, шествиях и пикетах» (за – 48 депутатов). Данные законопроекты предусматривают занесение георгиевских лент в число запретных символов, за их публичную демонстрацию хотят штрафовать. Председатель комиссии сейма по правам человека Артусс Кайминьш подчеркнул, что к законопроектам о запрете георгиевских лент не было подано во втором чтении ни одной поправки, что, по его мнению, позволяет предположить, что они будут утверждены и в окончательном третьем чтении.

Кайминьш отмечает изменения настроений: ведь год назад по этому вопросу в парламенте имели место бурные дебаты. До того в Латвии основательно запретили всю советскую символику – последним аккордом стал запрет ветеранам надевать публично свои награды. После этого некоторые правящие политики сочли, что запрет ещё и георгиевских лент стал бы уже чрезмерным «перегибом»; мол, можно было бы оставить «этим русским» хоть какую-то малость, чтобы не совсем уж загонять их в угол.

Тем не менее осенью 2020-го всё же победила «запретительная» точка зрения. Сейчас же, год спустя, особых дискуссий на сей счёт и вовсе не было – большинство парламентариев без вопросов проголосовали за запрет. «Это выглядит, как трусливо нагадить под дверью своему соседу и потом горделиво смотреть по сторонам. Да только сами потом туда же мордой первыми и вляпаются! Запомним имена тех, кто поддержал подлость и трусость!» – призывает латвийская оппозиционная журналистка Алла Березовская.

Тут стоит отметить, что изначально инициативу вбросили ультрарадикалы из Национального блока, в её поддержку высказались и некоторые представители других партий. Публицист Владимир Линдерман объясняет: «Авторы поправок из Нацблока утверждают, что после событий в Крыму и Донбассе георгиевская лента стала символом российского империализма и поэтому должна быть запрещена на территории Латвии. Но это, так сказать, риторическое объяснение. Конкретная же политическая цель, которую ставят радикальные националисты, – лишить русских жителей страны исторической памяти и тем самым облегчить процесс ассимиляции детей из русских семей. В русской среде присутствует недооценка этой угрозы. Люди успокаивают себя: власть может запретить нам носить советскую символику и георгиевские ленточки, но она не может вытравить память о Великой Победе из наших сердец. Звучит пафосно, но это иллюзия».

В. Линдерман справедливо пишет, что историческая память хранится не только в сердцах. «Она хранится в материальных объектах и информационных носителях, а также в ритуалах, воплощающих и символизирующих те исторические события, которые нам дороги и которые соединяют нас, отдельных людей, в единое сообщество, в народ. Материальное воплощение очень важно. Представим, что шествие «Бессмертного полка» происходит без портретов участников войны. Мол, зачем – ведь наши родные всегда в наших сердцах… На такое шествие никто не придет. Без этого простого носителя исторической памяти – куска картона с наклеенной фотографией и прибитой рейкой – акция потеряет смысл. Та же история с памятниками».

Публицист напоминает, что за последнее время в Латвии демонтировали несколько памятников советским воинам – и больше некуда в этих районах приносить цветы 9 мая, приводить детей, а значит, и нет повода рассказать им о тех событиях и людях, в честь которых памятник установлен. Так прерывается цепочка памяти. А георгиевская лента – тоже материальный символ Победы.

Традиционный путь латышского популиста

Правящие руководствуются своей собственной логикой. По их мнению, георгиевская лента – символ «тоталитарной идеологии», которой в Латвии не место. «С учетом российской экспансии на  Украине и тоталитарной идеологии, реализуемой в бывших республиках СССР, у Латвии есть основания считать угрозу демократическому порядку и безопасности более чем серьёзной. И запрещая георгиевские ленточки, мы ограничиваем проявления такой идеологии. Нам нужно показать свою твёрдую позицию в отношении использования этих ленточек на публичных мероприятиях», – говорит А. Кайминьш.

Отметим, что шоумен Кайминьш (начинал свою карьеру в качестве актера) сумел пробиться в 2018-м в сейм за счёт популистской критики предыдущих властей, обирающих «маленького латыша». Он пообещал своим избирателям наладить их жизнь, поднять уровень благосостояния в стране и разоблачить коррупционеров. Вот только с выполнением этих обещаний дело как-то не заладилось. И тогда изворотливый шоумен вступил на дорожку, уже протоптанную десятками других местных политиков: если не можешь улучшить ситуацию в Латвии, кричи погромче о «русской угрозе». Чем сейчас Кайминьш и занимается. В частности, депутат заявил, что для него «неприемлемы ценности, которые символизирует георгиевская ленточка, так же как неприемлемы ценности пиратского флага».

Схожего мнения придерживается парламентарий Андрей Юдин (член премьерской партии «Новое единство»), уже много лет отрабатывающий роль «хорошего, правильного русского». Юдин (известный у соотечественников под кличкой Иудин) считает, что «эта ленточка используется для выражения отрицания независимости Латвии». Открыто против запрета ленты выступили разве что депутаты Борис Цилевич («Согласие») и Даце Рукшане-Щипчинска («Развитие/За!»). По словам либерала Цилевича, «комиссии сейма по правам человека стоит проявлять особую осторожность, когда речь идёт об ограничении основных прав, а запрещать то, что не имеет чёткого определения – не проявление ума». Но его никто особо слушать не стал…

Латвийские силовики же придерживаются на этот счёт разных точек зрения. Представитель Службы государственной безопасности Эрик Цинкус считает, что «у Латвии есть право себя защищать, поэтому запрет может быть введён». Готовность к введению запрета на ношение георгиевских ленточек демонстрирует и Государственная полиция. А вот в муниципальной полиции Риги высказали опасения: по их мнению, «борьба с символами» может быть обречена на неудачу. И в самом деле: если в очередной день 9 мая на улицу выйдут тысячи русских жителей с «запрещёнными» лентами (как выходили до сих пор), то что с ними делать? Хватать их всех, заламывать руки, срывать ленты, штрафовать? Без международного скандала не обойдёшься…

«Русский должен исчезнуть!»

Давно канули в лету прежние мечты латвийских политиков о том, чтобы создать на средства ЕС мощные пропагандистские структуры на русском языке, вещающие на территорию России. Денег на это Евросоюз так и не дал, «пилить» нечего, и курс теперь выбран противоположный: убрать из информационного пространства даже те немногие русскоязычные передачи, что прежде финансировало латвийское государство. Так, годом ранее председатель Национального совета по электронным СМИ Латвии Иварс Аболиньш предупредил, что в 2021 году на канале LTV7 прекратят выходить новости на русском языке. Он добавил, что русскоязычные программы «Латвийского телевидения» будут перенесены на специальную платформу в интернете. Аболиньш объяснил такой шаг желанием охватить как можно большую аудиторию.

Но русские политики обвинили чиновника в лицемерии. «Аболиньш в лучших традициях демагогии сказал, что они хотят обратиться к гораздо-гораздо-гораздо большему количеству русскоязычных граждан, ведь охват телевидения маленький, поэтому новая платформа в интернете – это большое достижение. Глазки при этом бегали из стороны в сторону. Оно и неудивительно. Очень трудно кусать лимон и делать вид, что ешь потрясающей сладости фрукт. Такое лицемерие и подмена фактов – у нас уже «добрая» традиция. Мне кажется, что нам всем пора уже перестать питать себя иллюзиями, что людей, кто стоит за всем этим, хоть чуть-чуть интересует наше мнение. Есть стратегия по полной деградации всего, где есть слово «русское» Этот концепт проводится железной рукой при поддержке всех латышских партий, какими бы либералами они себя ни считали. В принципе, это такая современная мягкая форма репрессий», – отмечает глава фракции оппозиционной партии «Согласие» в думе Риги Константин Чекушин.

Он добавил, что современные латвийские идеологи вымарывают русский язык из общественного пространства. «Подальше с глаз долой прячут такие исследования, в которых говорится, что в Латвии домашний язык общения русский чуть ли не у половины населения. Вымарывается язык из образовательной системы, причём точечно – только русский. Понятно, что и общественные передачи на русском языке в такой концепции – это был лишь вопрос времени. На этом, конечно, не остановятся. В сейм подаются и подаются разного вида запреты о любых видах коммуникации с русскоязычным населением. Уже запрещено любым органам власти общаться на русском (в этой связи при пандемии случился казус у Минздрава – как же донести до людей срочную информацию об опасности коронавируса?). Хотят запретить политическую агитацию на русском. Президент в своей речи говорит про чистоту латышского языка и призывает дома тоже побольше говорить на латышском», – констатирует оппозиционер.

Митинг-пикет в защиту георгиевской ленточки в Риге у здания Сейма ЛР еще летом прошлого года провели активисты партии «Русский союз Латвии». Надпись на плакате по-латышски: «Попробуй меня запретить!»

Однако, как бы ни возмущались русские латвийцы, процесс идёт. В июне этого года главный редактор русского вещания «Латвийского телевидения» Екатерина Сафронова сообщила, что служба уходит из эфира и полностью переходит в интернет – на новую мультимедийную платформу для нацменьшинств. Правда, изгнание русских программ с канала LTV7, первоначально намеченное на сентябрь, слегка отложили – до конца этого года. Так что ещё в течение трёх месяцев новости на русском по-прежнему будут выходить в 19.00. Что даст возможность получать информацию о происходящем в Латвии на родном языке примерно 60 тысячам человек – зрителям этого телеканала.

Однако парламентская фракция Нацблока обратилась в Национальный совет по электронным СМИ с требованием об ограничении русского языка уже и на недавно приступившей к работе новой мультимедийной платформе для нацменьшинств. «К сожалению, в ходе презентации этой платформы было объявлено, что её языком будет русский. Это было демонстративно подчеркнуто и названием платформы – rus.lsm. Нигде не упоминается, что на платформе может использоваться государственный латышский язык или другие языки нацменьшинств в дополнение к русскому. 450 000 евро было вложено в создание новой студии, которая будет обслуживать только одну – русскую – аудиторию. По мнению нашей партии, это не способствует ни латвийской государственности, ни сплочённости общества», – реагируют националисты. Нацблок призывает создавать контент на новой платформе «на государственном языке и на нескольких языках нацменьшинств», а также как можно скорее прекратить транслировать русскоязычные передачи на LTV7…

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

___________________________

Фото: https://social.riafan.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *