В своем выступлении о начале военной операции на Украине президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости ее «денацификации». Этот термин появился после Второй мировой войны и обозначал комплекс мероприятий по очищению Германии и Австрии от нацистской идеологии. Что означает денацификация применительно к Украине и как ее можно провести? Комментирует известный историк Евгений Спицын.
— Нацистская зараза появилась на Украине не просто так. – пояснил историк. – Ее носителями были идеологи бандеровщины, которые имели своего «прародителя» — Дмитро Донцова, который был автором небезызвестного фолианта «Национализм». В этом труде определялись две главные задачи украинских националистов: во-первых, создание этнократического украинского государства, в котором будут жить только украинцы; во-вторых – уничтожение «московской азиатской империи». Донцов говорил, что без уничтожения России как государственного образования не удастся создать полноценного украинского государства. И буквально несколько дней назад один из лидеров Евромайдана Тягнибок заявил, что задача украинских патриотов – развалить РФ как минимум на 20 государств. Они долго ждали, когда смогут накопить силы, при поддержке Запада развязать войну с Россией и осуществить свою многовековую мечту.
— И что же теперь с ними делать? Там уже много лет идет промывка мозгов, молодежь воспитывается в определенном духе… Как проводить денацификацию?
— У нас есть исторический опыт. Мы прекрасно знаем, как денацификация проводилась на территории ГДР, да и в ФРГ тоже этот процесс был запущен. Правда, он отличался от того, что происходило на территории Восточной Германии, которая была под контролем СССР. Во-первых, это запрет носителям нацистской идеологии занимать какие-либо должности в органах власти, работать в сфере образования. Во-вторых, это полное изменение программ преподавания истории, литературы и других гуманитарных наук в школах, вузах и т.д. Это соответствующая работа органов пропаганды. Запрет на издание нацистской литературы. И так далее. Все эти меры хорошо известны.
— Они сработают в случае Украины?
— Денацификация – это вещь апробированная и не такая сложная, как может показаться. Потому что подавляющее большинство населения всегда поддерживает идеологию тех, кто находится у власти. Активные бандеровцы, которые не поддаются исправлению, составляют 1-2% населения. С ними надо поступать по закону. Запрет нацистской идеологии автоматически ведет к ужесточению борьбы с носителями этой идеологии. Каждый должен получить по заслугам за свое участие в превращении Украины в нацистское государство.
— Кто будет всем этим заниматься на Украине? Выявлять бандеровцев, писать школьные программы, давать оценку книгам? В СССР все подобные мероприятия проводила центральная власть.
— На Украине полно здравомыслящих людей, которые за 8 лет натерпелись от нацистов и которые в состоянии всю эту работу провести. Вопрос в том, что для этого необходимо создать организационные структуры и поставить перед ними конкретные задачи.
В России существуют учебники истории, в частности, мой, который вполне можно издать для студентов исторических факультетов на Украине. Есть и много других учебников. Их надо просто напечатать соответствующими тиражами и снабдить ими учебные заведения Украины. Провести люстрацию преподавательских кадров.
Поскольку та же Могилянская академия – это просто рассадник бандеровщины, они не одно десятилетие сеяли всю эту нацистскую мерзость. Надо всем им ввести запрет на преподавание истории, как носителям всей этой бандеровской идеологии. Я не вижу здесь особых проблем. Советская власть с этим справилась. И, пока она «держала руку на пульсе», никаких особых поползновений со стороны бандеровцев не было. Естественно, нужна пропаганда через СМИ, через произведения искусства и культуры. Это должна быть комплексная программа денацификации. Должна быть создана структура, подобраны кадры. Без очищения украинского общества от нацистской идеологии двигаться дальше нельзя. А к ее носителям надо применять нормы закона.