Только что, в 17 часов по местному времени, в украинской столице объявлен комендантский час до 8.00 понедельника, 28 февраля. При этом в соответствующем обращении написано дословно следующее: «все гражданские лица, находящиеся на улицах, автоматически будут считаться членами диверсионно-разведывательных групп врага». То есть – уничтожаться на месте без суда и следствия. В предыдущий день, 25 февраля, только по официальным данным таким образом в Киеве было убито не менее 60 человек. Впрочем, неофициальные источники утверждают, что цифра занижена, причем очень сильно.
Это неудивительно, ведь «диверсантами» считаются, к примеру, все, кто был обвинен в «нанесении условных знаков» на заборы, стены домов, крыши, асфальт и даже деревья. К таковым отнесены: кресты, круги, кресты в круге… Ну и так далее. Ах, да – еще «закрепленные на различных поверхностях ленты и яркие куски ткани». Одним словом – поймали человека радом с размалеванным забором (а таковых в Киеве 90%), с баллончиком краски или с какой-то тряпкой в руках – и к стенке его. Судя по цифрам, именно так все и делается.
Также обвинения в «диверсиях» используются для банальнейшего грабежа и мародерства. Жуткая история о расстрелянной семье, пытавшейся выехать из Киева на стареньком «Лэндровере» зеленого цвета, оказалась правдой. Один ребенок убит, двое – в реанимации. Родители убиты. Причем произошло это все не в глуши, на объездной дороге, а в одном из оживленных районов Киева, на улице Кирилловской. Сегодня имел «счастье» лично, своими глазами наблюдать орудующий примерно в тех местах «пост теробороны». Разношерстный сброд – кто в каком-то подобии армейской снаряги, большинство в спортивных костюмах по моде «братков» 90-х – зато все с автоматами. Машины останавливают какие вздумается, и «шмонают» качественно. При мне инцидентов не было, но все происходило среди бела дня. За тех, кто нарвется на этот «пост» ночной порой, остается только помолиться.
Цифры розданного без всякого разбора и учета «огнестрела» продолжают расти. Министр внутренних дел страны Денис Монастырский с большой гордостью заявил о том, что в частные руки ушли уже более 25 тысяч автоматов, 10 миллионов (!) патронов к ним. А также – РПГ и ручные гранаты. Неудивительно, что в различных частях Киева накануне ночью гремели взрывы и стрельба. Все, понятное дело, списали на «бои с вражескими диверсантами», однако это явно развлекаются новые владельцы огромного арсенала.
Вернемся, впрочем, к комендантскому часу. Запрет появляться за пределами собственных жилищ может стать фатальным для тех, кто не успел сделать запасы продуктов, питьевой воды, лекарств. А таких в Киеве, поверьте, немало. Да, город опустел очень значительно. Лично я такого не припоминаю со времен Чернобыля, когда бегство из столицы было воистину массовым. «Патриоты» рванули первыми – аж пыль пошла. Но осталось множество тех, кому уезжать некуда. И, главное – тех, кто не собирается уезжать, поскольку не видит в приближающихся к городу русских войсках «оккупантов». Характерная деталь – «дэржавной мовы» на киевских улицах не было слышно уже 25 февраля. Буквально ни словечка. Многое говорит об оставшихся.
Тем не менее все эти люди оказались в достаточно неприятном положении, которое очень быстро может стать катастрофическим. Как это ни странно выглядит при введении военного положения, первым делом закрылись не питейные заведения (они-то, как и соответствующие отделы в продмагах работают исправно, несмотря на запрет), а аптеки. Вчера на весь достаточно большой микрорайон работала одна. Очередь – часа на четыре. Сколько человек в городе ежедневно и ежечасно умирают, будучи лишены необходимых лекарств, никому не известно. Все больницы и поликлиники стоят закрытыми – «в связи с военным положением». «Логика» от Зеленского.
С продуктами все тоже обстоит далеко не лучшим образом. Люди, понимающие, что происходит, начали запасаться с 6 утра 24 февраля – после первых разрывов и официального объявления начала военной операции. Кто не успел – тот, как говорится, опоздал. В маленьких магазинчиках, где довелось побывать сегодня, полки уже практически пусты. Персонал честно признается – подвоза нет и не ожидается. Маркеты крупных торговых сетей (АТБ, Сильпо и других) возможно продержатся на день-другой дольше, но тоже не факт. Добыча пропитания в Киеве превратилась сейчас в натуральный квест – и не сказать, чтоб веселый или увлекательный. О том, каково приходится тем, кто не получил зарплату до начала событий и не имеет накоплений, говорить не приходится.
Вместо того чтобы организовать распределение продуктов, лекарств и прочих предметов первой необходимости (хотя бы введя карточную систему), украинская власть предпочитает запереть киевлян на полтора суток на «комендантский час». Кстати, его продолжительность наводит на очень скверные подозрения. К примеру, относительно того, что «зафиксированные» таким образом граждане могут стать объектами массовых грабежей и мародерства. Или что погромам для начала будут подвергнуты уцелевшие пока что торговые точки, банки и прочие подобные объекты. Что до снабжения тем же продовольствием – рискну предположить, что власть сознательно доводит ситуацию до крайности. Впоследствии легко можно будет объявить о раздаче еды исключительно «бойцам территориальной обороны» и членам их семей, тем самым привлекая в ряды «смертников» новые сотни и тысячи жителей города. «Умри за еду» – акция вполне достойная Зеленского.
Как бы то ни было, но с каждым днем ситуация в Киеве становится все более катастрофичной – и вовсе не из-за каких-то вымышленных «авианалетов» или «артобстрелов» которыми его жителей пугают с такой интенсивностью, что на сообщения уже перестали реагировать. Кто-то еще пытается покинуть город (официального запрета на выезд нет), но с каждым часом это становится все более рискованным предприятием. Сотни тысяч киевлян, запертые в своих домах, слушают далекие сирены и разрывы, но больший страх у них вызывают любые непонятные звуки в собственных парадных. Спасти Мать городов русских от голода и разорения бандами мародеров может только как можно более быстрых приход русских войск.