Кому Россия предоставляет свое гражданство

Кому Россия предоставляет свое гражданство

На фоне украинских событий миграционные проблемы России временно отошли на второй план. Однако напряженность миграционной ситуации при этом никуда не исчезла и в ближайшее время неизбежно вновь окажется в фокусе внимания СМИ.

В контексте калужского миграционного кризиса, который стал одним из наиболее заметных событий начала года, малозамеченной осталась новость о выходе области из программы содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Об отказе от этой программы 11 февраля после неожиданного визита в многофункциональный миграционный центр в Боровском районе заявил губернатор области Владислав Шапша. По его итогам глава региона сообщил о решении выйти из программы по переселению соотечественников, заблокировав тем самым возможность получения в упрощенном порядке гражданства для выходцев из Средней Азии. Решение отнюдь не случайно, так как, в отличие от временной трудовой миграции, выдача российского паспорта ведет к формированию постоянного населения РФ.

Причиной решения о выходе из программы стало неблагоприятное для области изменение этнонациональной структуры миграционных потоков. Всего по программе переселения с 2007 г. в регион прибыло более 90 тыс. чел. Но если в первые годы славянские народы составляли более 80% переселенцев, но к 2022 году их доля снизилась до 17%, а большую часть составили жители Средней Азии и Закавказья. «Таким образом, приходится констатировать, что к настоящему времени реализация программы уже не достигает первоначально поставленных целей, – сообщила пресс-служба главы региона. – Губернатором принято решение о приостановке разработки программы на следующий период – до 2027 года».

Причем такая ситуация складывается отнюдь не только в Калужской области, где из-за больших объемов иммиграции эти проблемы просто выглядят гораздо более рельефно. По данным МВД РФ, в четвертом квартале прошлого года на первом месте по количеству переселившихся в Россию участников программы оказались именно граждане Таджикистана (32,4%), за которым следуют Казахстан (28,2%), Армения (9,9%), Узбекистан (8,6%) и Молдавия (8,3%). Данных по этнической принадлежности участников программы МВД не публикует, так как пункт о национальности в документах отсутствует. Но этническую принадлежность переселенцев косвенно отражает их предыдущее гражданство. Более 3/4 переселенцев являются выходцами из Средней Азии, а вместе со странами Закавказья их доля доходит до 90%. При этом многочисленное русское население пока остается только в Казахстане и в меньшей степени – в Узбекистане, Киргизии и Азербайджане. Поток переселенцев с Украины крайне мал (2,7%), а из Белоруссии и Прибалтики почти полностью отсутствует.

Более 40% всех переселенцев прибыли в Россию из Таджикистана и Армении, где русского населения практически нет. Учитывая отсутствие данных по этнической структуре переселенцев из других республик, а также миграционную ситуацию в Калужской области, можно заключить, что среди переселенцев преобладают именно выходцы из Средней Азии и Закавказья.

В пользу этого свидетельствует положение в расположенном на северо-западе Калужской области Обнинске. По свидетельству члена Совета по правам человека при президенте (СПЧ) РФ Кирилла Кабанова, выходцы из Средней Азии «гражданство массово и на удивление быстро получают в соседнем Жукове по программе переселения соотечественников». При этом многие беженцы из того же Донбасса еще первой волны эмиграции его так и не получили. По словам депутата городского собрания Обнинска Андрея Зыкова, по городу ходят слухи, что гражданство можно приобрести за 200 тыс. рублей. Примечательно, что огромное число мигрантов, которых в городе насчитывается уже около 30 тысяч, по-русски практически не говорят, что раздражает местное население и провоцирует конфликты.

Похожая ситуация складывается и с предоставлением российского гражданства в целом. За 2021 г. Россия выдала паспорта 735,4 тыс. иностранцев, подавляющее большинство которых ранее являлись гражданами стран бывшего СССР. По данным МВД, 58% получивших российское гражданство являлись выходцами из европейских стран СНГ, в число которых входят Белоруссия, Украина и Молдавия, 28% – из Средней Азии (включая Казахстан) и 11% – из Закавказья, к которому относятся и признанные Россией в качестве независимых государств Абхазия и Южная Осетия. Несмотря на то, что 40% всех выданных паспортов (292,6 тыс.) получили граждане азиатских стран СНГ, их соотношение с выходцами из европейской части Содружества вроде бы выглядит неплохим. Тем более что в Казахстане, Узбекистане и Киргизии до сих пор проживает достаточно многочисленное русское население (всего около 4,5 млн. чел.).

Однако, если выдачу паспортов рассмотреть по странам, ситуация выглядит далеко не столь однозначно. Первое место в этом рейтинге занимает Украина, граждане которой получили почти 376 тыс. российских паспортов (51%). Но связано это не с тем, что выходцы из этой республики столь массового мигрируют в Россию, а преимущественно с предоставлением российского гражданства жителям Донецкой и Луганской народных республик. На втором месте находится Таджикистан, граждане которого получили 103,7 тыс. российских паспортов (14%), на третьем – Казахстан – почти 50 тыс. (7%), за которым следует Армения – 47 тыс. (6%), Узбекистан – 32 тыс. (4%) и Азербайджан – 31 тыс. (4%). Граждане Белоруссии за прошлый год получили 24,5 тыс. российских паспортов, а Молдавии – 23,7 тыс. Еще меньше российских паспортов получили бывшие граждане Киргизии – всего 19,2 тыс. На каждую из трех этих стран приходится по 3% от общего числа случаев предоставления гражданства.

Данных по этнической принадлежности новых обладателей МВД не публикует, так как этот пункт в документах миграционного учета теперь отсутствует. Но определенные выводы можно сделать и по тому, откуда именно в Россию прибывают новые граждане. Наиболее странно в этом «рейтинге» выглядит массовая раздача российского гражданства выходцам из Таджикистана, где русского, да и другого европейского населения уже давно практически нет. По данным переписи 2010 г., в РТ насчитывалось всего 34,8 тыс. русских, большинство которых уже находились в преклонном возрасте. Так что абсолютное большинство выходцев из Таджикистана, получающих российское гражданство, могут быть только этническими таджиками и представителями других народов республики. Аналогичной выглядит ситуация в Армении, где по переписи 2011 г. насчитывалось не более 11 тыс. русских.

Последние места по получению российского гражданства занимают Грузия (5 тыс.), которая вышла из СНГ после «пятидневной» войны в августе 2008 г., а также Туркмения (3,6 тыс.), по собственной инициативе установившая с Россией визовый режим еще в 1999 г. На количестве выданных российских паспортов все эти обстоятельства, очевидно, повлияли негативным образом, так как миграционные потоки между этими республиками бывшего СССР и Россией резко сократились в объемах. Для Туркмении же основным зарубежным рынком труда, на котором работают ее граждане, в отличие от других стран Средней Азии, стала не Россия, а Турция. Кроме того, очень мало российских паспортов получают граждан прибалтийских стран, которые входят в ЕС и потому в РФ особо не стремятся. За прошлый год гражданами России стали всего 375 выходцев из Латвии, 380 – из Литвы и 153 – из Эстонии.

Еще более показательной является выдача разрешений на временное проживание, которые оформляются на три года и являются необходимым условием получения вида на жительство. Если по выдаче паспортов удельный вес выходцев из Средней Азии за 2021 г. составляет 28%, то разрешений на временное проживание – 51%, а видов на жительство – 43%. Причина столь значительной разницы заключается в том, что жителям Донбасса два последних документа не выдаются, и на статистику их получение, как в случае с паспортами, не влияют. Поскольку же разрешения и виды на жительство нужны для того, чтобы закрепиться в России, можно констатировать, что наиболее активно на ее территории оседают именно выходцы из Средней Азии.

В целом же можно заключить, что политика России по предоставлению разрешений на долговременное проживание и гражданство, если не учитывать раздачу паспортов жителям Донбасса, ориентирована преимущественно на выходцев из Средней Азии и Закавказья. В среднесрочной перспективе последствиями такой политики станет резкое изменение в их пользу этнодемографической структуры целых населенных пунктов, муниципальных районов и регионов. В последние время такую ситуацию уже можно наблюдать в Подмосковье и Калужской области, где заметно ухудшилась криминогенная обстановка и выросло число конфликтов на межэтнической почве.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *