Курс доллара к рублю на межбанковском рынке достиг своего исторического максимума в понедельник, 28 февраля после того, как все выходные западные страны вводили всевозможные санкции против России: от отключения ряда банков от международной платежной системы SWIFT до ограничений непосредственно против Банка России в виде заморозки его международных активов и других мер. Утром на Forex курс доллара достигал 113,5 рублей, курс евро — 127 рублей. В некоторых российских банках купить доллар и вовсе предлагали по 200 рублей, хотя за продажу давали всего 80−90.
На Московской бирже валютные торги начались в 10 утра, после чего курс сразу поднялся до установленного Национальным клиринговым центром максимума — 90 рублей за доллар и 101,19 за евро. Затем границы были расширены до 100,99/113,56 соответственно.
ЦБ предпринял ряд мер для стабилизации курса рубля — резко повысил ключевую ставку до 20% годовых и запустил валютные интервенции (правда, как говорят эксперты, они будут ограничены из-за заморозки активов). Министерство финансов, в свою очередь, обязало экспортеров продавать 80% валютной выручки.
Меры оказали воздействие на валютный рынок. После полудня курс доллара опустился ниже 100 рублей, курс евро вернулся к уровню в 110 рублей.
Но окажется ли принятых мер достаточно, чтобы стабилизировать курс рубля в средне- и долгосрочной, эксперты предсказывать не берутся. Да и вообще, в сложившейся ситуации прогнозы дают не охотно, так как исторических аналогов у нее просто нет.
Торги ценными бумагами на Мосбирже пока не стартовали и неизвестно, откроются ли вообще сегодня. По предварительным данным, это может произойти в 15:00, и тогда нас может ждать очередная волна распродаж всех российских активов, а с ней и очередное проседания курса рубля. Сайт Мосбиржи по состоянию на 12:00 вообще не работал.
Ведущий аналитик «Золотого монетного дома» Дмитрий Голубовский полагает, что до середины дня мы удержимся в диапазоне 105−115 за доллар, но что будет во второй половине, предсказывать не берется. По словам эксперта, если паника на рынке в течение ближайших дней не будет погашена, мы можем столкнуться и с курсом выше 140 за доллар, и с отменой свободной конвертации как таковой. В самом жестком сценарии финансовые власти могут установить фиксированный курс, по которому можно будет продавать и покупать валюту, что приведет к разрушению свободного валютного рынка.
— Проблема в том, что сейчас ЦБ из-за санкций не может проводить полноценных валютных интервенций. Проводить их могут только компании-экспортеры, но на каком уровне они будут продавать валюту — большой вопрос. Сейчас на бирже верхняя граница курса постоянно сдвигается вверх. ЦБ повышает ее в надежде найти какой-то спрос на рубли, но его нет. Спрос на рубль в этой ситуации отсутствует.
Сейчас на межбанковском рынке мы видим 108 рублей за доллар. Предполагаю, что к середине дня, когда откроются торги на Мосбирже (если они вообще откроются), курс останется в диапазоне 105−115 руб. за доллар. Видимо, скоро потолок подойдет к отметке 110 за доллар, и вот тут начнется первый спрос.
«СП»: — Что же будет во второй половине дня?
— Дальше нужно будет смотреть на реакцию участников рынка, просто потому, что если торги все-таки откроются, то первым делом, скорее всего, начнутся панические продажи в ряде бумаг. На Лондонском рынке падение во многих «голубых фишках» (акции наиболее крупных, ликвидных компаний, — ред.) составляет 40−50%. Девальвация рубля у нас пока дошла только до 30%. По ценным бумагам тоже будет большая просадка, на рынке будет большое количество маржин-коллов, то есть вынужденных продаж, особенно если люди торговали с «плечами» (заемными средствами, — ред.) Эти продажи могут рынок потянуть на дно.
Когда люди будут закрывать свои позиции, большой вопрос, куда они будут выходить — в рубль или в доллар. Соответственно, возможна еще одна волна спроса на доллар во второй половине дня.
«СП»: — Можно ли давать какой-то прогноз курса рубля в более отдаленной перспективе?
— В целом ситуация сейчас стабилизируется на названных мной уровнях и продержится какое-то количество времени. Дальнейшую ситуацию я предсказывать не берусь просто потому, что такой финансовый шок страна испытывает впервые. Аналогов этой ситуации нет. Примерный аналог — это 2014 год, более отдаленный — дефолт 1998 года. Но во время дефолта я не работал на рынке, поэтому не могу сравнивать эти события.
Если считать, что 2014-й — это такой мягкий аналог того, что происходит сейчас, то на днях будет установлен панический максимум курса доллара, после чего пойдет укрепление рубля где-то процентов на 30. То есть если максимум будет 140 руб. за доллар, значит, потом мы увидим курс там, где он был накануне этой валютной паники. Но не сильно ниже. Подчеркиваю, что это мягкий сценарий.
«СП»: — А жесткий?
— В жестком сценарии возможны разные ситуации. Например, могут просто закрыть валютную биржу, установить курс ЦБ и сказать, что все будут сдавать валюту по такому курсу.
Глупо сохранять конвертацию рубля, когда ее отменил сам контрагент, то есть Запад. Какой смысл в ней на нашем рынке? Уже ввели меры экспортного контроля, когда экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки. Следующий логичный шаг — это фиксация валютного курса.
«СП»: — В любом случае, теперь нас ждет новая курсовая реальность? Или еще есть вероятность того, что в случае политической стабилизации мы вернемся к 75−77?
— Я не берусь об этом судить. Если обращаться к опыту 2014 года, тогда сначала курс подскочил до 80, а спустя несколько недель опустился до 55. Потом было 72 за доллар, а затем — 48. Мы попадаем в новые аналогичные качели. Нам нужно понять, где будет «шпилька» от этих качелей, потому что она задаст диапазон для жизни курса доллар/рубль как минимум на квартал.
Если говорить о межбанковском рынке, с утра шпилька была в районе 118 рублей за доллар. Дай бог, чтобы она удержалась. Но если в середине дня будет новая паническая распродажа, мы будем ориентироваться на тот максимум, который будет поставлен после нее. Если сегодня эту панику не удастся остановить, если ситуация в течение ближайших дней будет ухудшаться, значит, дела совсем плохи. Это грозит разрушением валютного рынка.
Ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич также считает, что давление на российскую валюту сохранится до тех пор, пока политики не предпримут шаги для стабилизации ситуации.
— На Мосбирже российский рубль открылся по более низкому курсу, чем это было на премаркете и тем более ниже, чем на котировках обменных курсов в банках в воскресенье вечером. Но в этом мало радости, так как курс доллара уже превысил 100, а евро — 110.
Хотя текущие курсы выглядят шокирующими, они могут не оказаться дном рубля. Действия ЦБР сглаживают и растягивают во времени обвал российской валюты, но не в силах окончательно развернуть эту адаптацию под новую реальность. Техническая цель движения в рубле, которую можно было предположить из графика последних лет, — 110 за доллар, практически выполнена.
Но сейчас все цели и движения в руках политиков, и нужно быть готовым, что давление на российскую валюту сохранится. Возможно, мы увидели самое резкое ослабление рубля в современной истории, но это вряд ли «дно». О движении на стабилизацию можно будет говорить лишь после соответствующих шагов от политиков.