Нет никакой политики, которую нельзя было бы сделать за деньги. И никакой идеологии, которая без денег победила бы политику. Это постулат. Теперь слухи, факты и размышления.
Слухи
Когда в октябре 2018 года, газета Фигаро опубликовала тревожные официальные данные о «китайском шпионаже» во всех областях европейской действительности, большинство обозревателей приподняли бровь и пожали плечами.
Речь в отчёте Фигаро шла о массовых попытках вербовки должностных лиц из гражданских служб Франции и некоторых предприятий, интересных с точки зрения передовых технологий.
Когда в феврале 2019 года, «Европейский сервис для внешних действий» («Service européen pour l’action extérieure» — SEAE), организация, отвечающая за безопасность дипломатических миссий в Евросоюзе, обнародовала данные внутренних расследований, согласно которым, весь Евросоюз и в особенности его важнейший стратегический центр в Брюсселе буквально нашпигован шпионами всех сортов, — наблюдатели приподняли вторую бровь, но плечи приспустили.
Среди обозначенных шпионов анонсировали много русских и американских, но несравнимо больше — китайских. Можно сказать, русских и американцев, как-то обыденно, поровну, как всегда.
A вот китайскими — прямо кишмя кишит… и кишмёй погоняет! Только конкретно прищученных и опознанных на тот момент было названо 250 человек, промышляющих в непосредственной близости от Европарламента и штаб-Квартиры Евросовета. В посольствах, коммерческих миссиях, а также во всех местах и местечках, куда может волей случая или умелой наводкой занести нужных и интересных людей: бары, кафе, рестораны, спортзалы, бутики и салоны красоты.
Сама я в тот период отнеслась к этой информации со здоровой дозой иронии и даже отписала саркастическую статью о найденных в одном из зданий Евросовета микрофонах и всеобщей паранойе.
Всего за несколько прошедших с тех пор месяцев, мнение моё насчёт паранойи начало меняться, вместе с прибывающими наблюдениями и показаниями неподготовленных очевидцев.
Одновременно со всё более открытыми нападками президента Трампа на Китай и его обвинениями в претензии на мировое господство, в мою личную копилку со всех сторон спонтанно потекли самые разные свидетельства о реальном внедрении китайских товарищей уже не только в экономику, но и в повседневную европейскую рутину.
Поначалу речь шла о случайных рассказах гидов переводчиков мелких официальных лиц, приезжающих с визитом в какой-нибудь небольшой, но милый французский городок-побратим с какой-нибудь неизвестной, но очаровательной китайской провинцией. Жители коей, конечно же, понятия не имеют, с кем и где их «побратали», но официальные бонзы являются на переговоры с мэром и выговаривают себе удивительные коммерческие удобства в живописной французской округе. Которая в ближайшие же месяцы незаметно, но обильно заполняется китайскими предприятиями не очень броского вида и пошиба, но очень удачного внедрения и развития.
Гид-переводчик, которого просят обеспечить культурную программу китайским товарищам, везёт их в ближайший старинный и именитый замок, походя замечая, что китайские товарищи ничуть не интересуются ни историей, ни эстетикой, зато крайне придирчиво озирают и фотографируют все окрестности и даже лепят камеру на ветровое стекло перевозящего их автомобиля (что в Европе, конечно же, никто и не подумает им запретить!) и тщательно снимают всю дорогу, обозревая ландшафт и прикидывая его дальнейшее использование.
Такого рода личные впечатления как-то очень быстро стали пополняться другими очень разноплановыми, но одинаково ориентированными свидетельствами: от артистов варьете, побывавших на гастролях в Китае и с удивлением обнаруживших там некую «дисциплину» времён известных карикатур раннего коммунистического периода: когда в первых рядах сидят официальные лица в традиционных тужурках, за ними — следующие по рангу, а потом уже — «народ» и зал аплодирует только после того, как начал хлопать самый «официальный» из присутствующих…
А очень скоро и массовые попытки китайских товарищей завязать внезапную дружбу и самопригласиться в дома гостеприимных французов, работающих на предприятиях технологически интересного значения, пошли такой густой чередой, что стали регулярно попадать даже в прессу.
И туда же начали просачиваться интересные истории из жизни китайской диаспоры в Европе: в этой диаспоре, похоже, уже вполне себе назрел и лопается серьёзный раскол по идеологической принадлежности. Оказывается, часть незамутнённо проживающих во Франции китайцев стала замечать, что часть их кажущихся незамутнёнными соотечественников на самом деле являются идеологическими фанатиками сегодняшнего китайского режима и активно работают на его дальнейшее незамутнённое продвижение к мировому господству.
Среди этой части китайской диаспоры в Европе неожиданно находятся вполне себе успешные и очень обеспеченные люди самых разных профессий — врачи, артисты, юристы, инженеры и даже не мелкого ранга чиновники. Тот случай, когда ни за что и не подумаешь…
Далее я буду лишь транслировать не свои личные соображения, а некую общую доминанту зафиксированных мнений разных людей. Слабонервных прошу воздержаться и не взыскать: передаваемую автором информацию каждый волен интерпретировать по собственному усмотрению. Итак.
Пока вы спали и боролись за демократию (читай, резвились в комфорте и маялись фигнёй…), ведомый собственной компартией Китай напропалую тоталитарничал, презрев все международные нормы и законы, эксплуатируя свой многострадальный и ультра-терпеливый народ. В результате чего, заработал столько, что не снилось ни Америке, ни Эмиратам, купил и тех, и других, перепродал и снова купил.
Согласно версии «отшатнувшихся» от своих фанатично преданных режиму соотечественников, сегодняшняя китайская элита прекрасно понимает, что «китайская коммунистическая модель» давно зашла в тупик, выхода из которого добром уже не получится. Поэтому, предварительно обеспечив себе, элите, и всем своим достойные «запасные выходы» в разных частях финансово устойчивого мира, на случай любых неожиданностей, свою основную политику сегодня эта элита действительно выстраивает на абсолютное мировое господство, ничуть не обременяя себя никакими демократическими или этическими условностями. B отличие от слабых европейских демократий и даже американской практичности.
Так что президент Трамп в настоящий момент, волей или неволей, в точности воспроизводит формулу (простите!) полезного идиота или известной пословицы: что у трезвого на уме, то у Трампа на языке, регулярно озвучивая замалчиваемые большинством реальности.
И призывая международное сообщество оборотить свои взоры в сторону панического продвижения Китая на мировой арене, президент Трамп печётся не только о личных потерях на том же поле боя, руководствуясь детским принципом «сам не ам и другим не дам!», но и принуждает всех возможных союзников объединиться и сделать что-нибудь, протов массивного завоевания мира новым гегемоном.
Разумеется, президент Трамп призывает объединиться на его собственной стороне и сделать что-нибудь для его собственной страны, которая, по его незыблемому мнению должна оставаться единственным возможным светочем и гегемоном всего на свете. И долг каждого это понимать и поддерживать.
Но факт остаётся фактом: глобальные притязания сегодняшнего Китая действительно становятся ощутимы и понятны всё большему количеству серьёзных аналитиков.
Тем опасней напрочь ложное убеждение многих сторонников «потерянного рая» мирового социализма и коммунизма, что Китай, де, нашёл достойный выход из всеобщего кризиса, не предав социалистических идеалов, и теперь, де, развивается и процветает, как никто и никогда. И даже может служить примером демократии, во всех отношениях.
Поэтому дерзкие репортажи западных корреспондентов о якобы концлагерях для узбекских диаспор, проживающих на китайской территории, борделей с детьми для элитариев режима или религиозных гонениях — суть гнусная ложь и злостная провокация, нацеленная на очернение действующей власти.
Как бы ни разнились некоторые детали, оценочные суждения, недоговорённости или привирания с той или другой стороны, в общем и целом, по сути, следует прежде всего признать и хорошо усвоить, что нынешняя китайская власть — власть тоталитарная, со всеми сопутствующими и вытекающими последствиями.
И сегодняшние события в Гонконге обусловлены прежде всего этим фактом, а отнюдь не «очередной попыткой оранжевой революции», организованной мировым капитализмом, как это сейчас представляется большей частью российских аналитиков.
Сама по себе трактовка гонконгских событий, как реплики французских «жёлтых жилетов» или даже волнений московской оппозиции (мне регулярно попадаются именно такие залихватские сравнения…) столь же далека от действительности, сколь мягко говоря неразумна, а грубо выражаясь по-идиотски преступна.
Единственное, что роднит все эти события — это тема «полицейского произвола», на которой очень удобно контрастно обыгрывать преимущества мягкости московских сил правопорядка, жёсткости европейских, а подспудно и продвигать идею правоты китайского режима, пытающегося — гляньте, гляньте, как и российский! — «сохранить порядок в стране» и не дать клятым американцам развалить ещё одно государство.
Именно в этой фальшивой схожести событий так удачно зарылась идея псевдоинтернационализма, побуждающего большинство русских читателей искренне сочувствовать китайскому правительству в Гонконге и валить на Америку и этот ужасный бедлам.
Факты
Понедельник, 26 августа: собравшиеся в Биарице участники уже начинающего приедаться своей бестолковостью форума «большой семёрки» G7 призвали Китай «избегать насилия» в процессе подавления беспорядков в Гонконге.
Вторник, 27 августа: Китай хлёстко приструнил советчиков, уточнив, что «никакое государство, никакая организация, ни частное лицо не смеет вмешиваться во внутренние дела Китая». Далее по тексту, всем участникам было рекомендовано: «прекратить скрывать свои дурные намерения по отношению к Китаю, совать свой нос в чужие дела и тайно готовить незаконные действия против Китая».
Среда, 28 августа: президент Макрон делает следующее заявление:
«Мы наблюдаем конец западной гегемонии в мире. Мир констатирует появление новых сил, воздействие которых мы долгое время недооценивали. Это прежде всего Китай, но также и русская стратегия, набирающая всё больший успех, и поднимающаяся Индия. Все эти силы вызовут потрясение в сложившемся международном порядке и заставят считаться с собой в политике и экономике…»
И наконец вот это: «Основная игра идёт вокруг Китая и Соединённых Штатов. Мы можем решиться стать союзническим меньшинством того или другого. Или взять свою собственную долю в этой игре».
Размышления
Здесь очень хочется сказать, охолоните, вглядитесь и подумайте. Не всё то золото, что блестит. Не всё то компартия, что так себя называет.
Борьба за справедливость вечна, а на долгий срок побеждает тот, кто всех купил, перепродал и снова купил.
Не весь бардак на свете дирижируется Америкой. Есть ещё масса совсем других причин, зачинщиков и последствий.
Нет никакой политики, которую нельзя было бы сделать за деньги и никакой идеологии, которая без денег победила бы политику.
Будьте бдительны и не ведитесь на слишком очевидные сравнения. В Гонконге сегодня подавляются совсем не эквивалент российской оппозиции…
Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция.
*Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.