За дымовой завесой политических баталий, за митингами, заявлениями и переходами депутатов из фракции во фракцию молдавское общество незаметно для себя может упустить нечто очень ценное – политическую свободу.
Когда мы в этом тексте употребляем термин «молдавское общество», мы ни в коем случае не имеем в виду то, что в Молдове принято громко и высокопарно называть «гражданским обществом». Для чистоты понимания ситуации, в которой оказалась РМ сегодня, необходимо четко пояснить разницу – так называемое гражданское общество здесь состоит из представителей НПО, НКО (неправительственных и некоммерческих организаций) и других, им подобных. При этом необходимо отметить, что практически все неправительственные и некоммерческие организации финансируются из западных источников. Это различные фонды, более или менее известные: от фонда Сороса и Национального фонда поддержки демократии, который находится под патронатом Конгресса США, до других менее известных или менее засветившихся источников финансирования.
И вот теперь это сообщество реципиентов западных денег, состоящее из постоянно растущей группы НПО и НКО, может сделать большой шаг вперед к контролю над всем остальным обществом, которое составляют граждане Молдовы и в том числе политические партии.
В ходе текущей сессии парламента Молдовы готовится рассмотрение и принятие во втором чтении закона «О некоммерческих организациях», который уже через год-два позволит НПО фактически диктовать свою волю как политическим партиям, так и правительству.
Этот закон продвигался в Молдове более двух лет, в первом чтении он был принят в марте 2018 года. В настоящее время принятие закона усиленно лоббируется представителями ЕС и США в Кишиневе, причем происходит это практически в ультимативной форме. Принятие закона «О некоммерческих организациях» увязывается с предоставлением Молдове кредитов от МВФ и других западных финансовых организаций. И в этой связи становятся очевидными причины противодействия кредитованию Молдовы со стороны России.
Что же в этом законе такого, что может так навредить Молдове и ее обществу? За примером далеко ходить не надо, уже в статье 3, п. 3 мы встречаем достаточно откровенный посыл: «Некоммерческие организации вправе запрашивать, получать и использовать финансовые и материальные средства, в стране или за рубежом, для достижения уставных целей». Этот пункт предоставляет НПО возможности, о которых политические партии могут только мечтать, – возможность открытого заграничного финансирования. И если в других странах, например в России, НПО в случае получения денег из-за рубежа получает статус «иностранного агента» и обязанность декларировать этот статус, то в принятом парламентом Молдовы законе это совсем не требуется.
А в сочетании с правом НПО поддерживать политические партии (ст. 6, п. 3) прозападные партии получают абсолютно необоснованное преимущество перед всеми другими. Именно поэтому одним из главных сторонников этого закона в парламенте является экс-премьер и лидер ПДС Майя Санду. «Очевидно, что Европейский союз никогда бы не настаивал на формулировках или законе, которые противоречили бы интересам страны или демократическим процессам», – заявила она. Почему это очевидно, политик объяснить не посчитала нужным.
Принятие этого закона очень умело синхронизировано с принятием других законодательных и нормативных актов, которые находятся в процессе подготовки к принятию и оформлению. НПО ждут от правительства и парламента выполнения следующих мер:
— опубликования обновленной версии законопроекта, зарегистрированных поправок, а также любых мнений, комментариев или возражений, посвященных проекту;
— проведения прозрачных и всесторонних консультаций с НПО, которые до сих пор участвовали в разработке этого закона, по любым предлагаемым поправкам к проекту;
— содействия участию в режиме онлайн организациям, в частности всем членам рабочей группы, которые участвовали в разработке законопроекта, а также участию в заседаниях Комитета по правовым вопросам, назначениях и иммунитетах, на которых будет обсуждаться законопроект;
— немедленного принятия в окончательном чтении законопроекта о некоммерческих организациях с сохранением всех положений, касающихся свободы выражения мнений, возможности продвижения государственной политики или доступа к внешним средствам некоммерческих организаций.
На очереди создание нового государственного органа – Координационного совета по обеспечению информационной безопасности. Это новый совет, который будет наполовину укомплектован из представителей НПО и в котором представители этих организаций будут играть ведущую роль. Предполагается, что этот новый регулирующий орган продолжит дело печально известного Координационного совета по телевидению и радиовещанию, по инициативе которого были запрещены трансляции новостных и аналитических передач российских телеканалов. Нет сомнений, что в результате его деятельности будут ликвидированы все русскоязычные СМИ, чья позиция не совпадает со взглядами заграничных спонсоров НПО.
Ну и под конец – вишенка на торт. Через серию поправок в избирательный кодекс, разработанных «экспертами», общественники продвигают идею отказа от русскоязычного электората путем ликвидации избирательных бюллетеней на русском языке. А последним шагом к тотальному доминированию НПО в государстве должна стать планируемая энпэошниками ликвидация партийных наблюдателей на выборах. Планируется, что выборы будут контролировать только наблюдатели от НПО. В результате этого состав ЦИК можно формировать из представителей каких угодно политических партий – все вопросы наблюдатели от НПО смогут решить уже на уровне избирательных участков.
Учитывая, что на сегодняшний день практически 99% молдавских НПО финансируются западными фондами и правительствами, нетрудно представить себе, какую линию они будут проводить, получив возможность влиять на политические партии. Наглядным примером этого может служить «Ассоциация независимой прессы», которую возглавляет Петру Маковей. До возникновения этого НПО господин Маковей был ведущим телепередачи на государственном телеканале «Молдова1». Передача П. Маковея отличалась оголтелыми нападками на российские СМИ и ярой пропагандой «европейских ценностей». При этом главной особенностью передачи был исключительно односторонний подбор гостей и экспертов, которые идеально вписывались в концепцию передачи.
Уже после создания «Ассоциации независимой прессы» это НПО провело исследование, которое предсказуемо показало, что непосредственной угрозой для безопасности Молдовы являются российские информационные и аналитические телепередачи. Это исследование фигурировало при принятии закона, который запретил ретрансляцию этих передач в Молдове. При оглашении результатов исследования стало известно, что заказчиком этого исследования стало посольство США в Кишиневе, которое и оплатило все расходы по его проведению.
Кстати, именно «Ассоциация независимой прессы» является одним из тех НПО, которым гарантировано место в намеченном к созданию Координационном совете по обеспечению информационной безопасности. Очевидно, что новый закон продавливается именно для таких НПО.
Фактически принятие этого закона приведет к тому, что уже через год-два НПО превратятся в силу, контролирующую политические процессы в стране, и получат возможность поддерживать финансово и информационно те или иные политические партии по своему выбору. При этом они станут посредником между спонсорами и политиками, а по существу – теневыми правителями страны.
Будет или не будет принят этот закон, подпишет его президент Игорь Додон или нет – мы не знаем. Но очевидно, что принятие этого закона откроет доступ к власти в стране многочисленным НПО, которые уже много лет финансируются Западом.