На фоне происходящего на внешних границах Белоруссии внимание к происходящему внутри страны снизилось, однако это не значит, что власти изменили свою политику. Количество политзаключенных и экстремистских образований увеличивается. Силовики считают это недостаточным и предлагают лишать несогласных гражданства и имущества.
По данным правозащитников, с июля в Белоруссии ликвидировано 400 общественных организаций, и процесс этот не останавливается. Ликвидируются общества защиты птиц и животных, поддержки инвалидов и т.п. Сначала закрывались республиканские организации, сейчас власти пошли по регионам. Например, в среду сообщалось о ликвидации Центра информационно-правовой поддержки социально уязвимых групп населения «Адвакацыя».
Во вторник правозащитный центр «Весна» сообщил об увеличении еще на 10 человек количества заключенных, которые признаны политическими. Сейчас их 882 человека. Напомним, что реальное количество сидящих за политику в разы выше: кого-то еще не признали, о ком-то вообще никто не знает. Правозащитники рассказывают, что участились случаи, когда люди не хотят предавать огласке факт репрессий, опасаясь усиления давления.
Легальные правозащитные структуры в стране уничтожены, вести учет задержанных, арестованных и осужденных довольно сложно, но случаи один абсурднее другого фиксируются ежедневно. Например, два года домашней химии получила жительница белорусской столицы Татьяна Козак за то, что написала «свинья» под постом о милиционере в социальных сетях. Если силовики не могут придумать уголовную статью, чтобы оставить человека за решеткой, то ему автоматически продляют его сутки – «15, потом еще 15 и т.д.». Известный на сегодняшний день рекорд принадлежит семейной паре, отсидевшей 112 суток за то, что в личных сообщениях они пересылали друг другу ссылки на материалы, которые власти считают экстремистскими. Их судили девять раз. В белорусском обиходе появился термин «перезадержание». Он употребляется в отношении людей, которых выпустили и тут же опять задержали.
При этом количество этих самых «экстремистских» ресурсов растет каждый день и исчисляется сотнями. В принципе к ним относят все, что содержит хотя бы малейшую критику власти. Во вторник к экстремистским ресурсам причислен сайт старейшей белорусской частной газеты «Наша нива». Не так давно информационное агентство «Белапан», проработавшее 30 лет, и вовсе было признано «экстремистским» формированием. Нынешний директор и главный редактор Ирина Левшина и бывший директор Дмитрий Новожилов с середины августа находятся в заключении. Им грозит до семи лет лишения свободы.
Вышедшие на волю после суток административного ареста рассказывают о пытках, которые происходят в местах заключения. Людей содержат в переполненных камерах, в три и более раза превышающих их возможности, не дают предметы личной гигиены, в том числе туалетную бумагу и теплые вещи. Отсутствие постельного белья и матрасов уже вообще стало нормой. При этом передачи, которые приносят задержанным родственники, им не передают. Во многих камерах нет источников поступления воздуха, сырость такая, что по стенам течет вода, и люди бесконечно болеют. К политическим регулярно подсаживают бомжей, которых не обрабатывают от паразитов.
Никаких поводов думать, что репрессии могут прекратиться, власти не дают. В недавнем интервью каналу Би-би-си Александр Лукашенко сказал четко и однозначно: «Вырежем всех мерзавцев». Он отвечал на вопрос о ликвидации общественных организаций и имел в виду их. По словам Лукашенко, общественные организации просто прикрывались вывеской «Защита животных» или что-то в этом роде, а на самом деле были агентами Запада, которых оттуда финансировали. «Если мы кого-то не ликвидировали, то мы их ликвидируем в ближайшее время», – пообещал он. Он уверен, что деньги они получали на революции и мятежи.
Как-то так получилось, что во главе белорусских репрессий стоит даже не КГБ, а Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОПиК). Telegram-канал с таким названием уже несколько месяцев публикует видео признаний и раскаяний избитых людей. Местная общественность не была уверена, что такое может позволять себе информационный ресурс государственного органа. Однако на этой неделе начальник этого подразделения Андрей Паршин сообщил, что это их официальный канал.
Там среди прочего было опубликовано его интервью. «Массовость протеста в августе 2020 года была создана посредством социальных сетей», – убежден он. Поэтому их искоренение – первостепенная задача подразделения. «Публикация о задержанном правонарушителе, испортившем себе и своей семье жизнь в результате выполнения команд экстремистских Telegram-каналов, – это и есть лучшая профилактика и практическое пособие на тему того, как не надо поступать», – высказался он по поводу зачастую шокирующих общественность покаянных видео.
Андрей Паршин рассказал о законодательных инициативах, «направленных на обеспечение национальной безопасности государства», которые они уже разработали. В частности, речь идет о том, чтобы лишать гражданства белорусов, признанных экстремистами, и конфисковывать их имущество. Причем речь идет не только о тех, кто приобрел это гражданство, но и о тех, кто родился в Белоруссии. Также в ГУБОПиК считают «необходимым установить безусловную административную ответственность за подписку на интернет-ресурсы, чьи материалы признаны экстремистскими».
Для «противодействия экстремизму» Лукашенко своим указом создал специальную комиссию. В нее вошли руководители всех силовых ведомств. Возглавит ее глава Совбеза. Комиссия будет координировать все действия по профилактике и борьбе.
В среду лидер белорусских демократов Светлана Тихановская выступила в Европарламенте и напомнила, что, кроме мигрантского кризиса, который сейчас волнует Европу, Лукашенко организовал террор в отношении своего народа. «Режим в Минске действует реактивно. Сейчас им движет страх перед белорусским народом – отсюда эскалация насилия», – считает она. «Будьте солидарны! Не забывайте о белорусских политзаключенных и их семьях. Не позволяйте режиму манипулировать миграционным кризисом, чтобы скрыть ужасающую ситуацию с правами человека в стране. И белорусы, и мигранты теперь заложники режима. И эти две проблемы нельзя решить по отдельности. Помните: чтобы вылечить вирус, нам нужно разобраться с корнем проблемы, а не с симптомами», – призвала Тихановская европейских политиков.
Антон Ходасевич